Previous Page  10 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 11 Next Page
Page Background

потребкооперации работают почти исключительно армяне. Духоборческая молодежь,

особенно остро воспринимающая сложившуюся ситуацию, последнее время активно

выезжает в Россию. В 1979 г. духоборцы составляли в районе 14% населения, в 1989 г. –

7%.

Процесс миграции русских усилился последние два года в связи с ростом

национальных движений в Закавказье. В мае 1989 г. грузинские власти по соглашению с

руководством Богдановского района попытались изъять часть земель у трех колхозов, в

том числе Спасовского и Гореловского, и заселить эти земли аджарцами, пострадавшими

от селей, причем последним планировалось выделение под усадьбы участков, размер

которых в два раза превосходил размер участков, нарезанных духоборцам и армянам. Эта

политика вызвала новую волну миграции духоборцев в Российскую Федерацию. Дома

выезжающих покупают армяне и аджарцы. В результате, в Богдановском районе

национальный состав духоборческих сел стал смешанным.

Духоборцы прожили в иноэтническом окружении в Закавказье 150 лет. Если

рассматривать их отношения с местным закавказским населением, то в целом они

развивались с нарастанием и углублением контактов, хотя сближение этносов

насильственными методами и насаждение ложно понимаемого интернационализма

периодически приводили к обострение отношений. Но всегда, даже в самые

благоприятные для развития национальных отношений моменты, антитеза «мы – они»

продолжала существовать. И если первоначально она строилась на экономическом

превосходстве и религиозной идее избранности духоборцев, то сейчас, когда их

религиозность сильно ослабла, а уровни развития материальной культуры выровнялись, в

основе этой антитезы лежит неудовлетворенность духоборцев своей ущербной ролью в

административном управлении районом и участием в распределении социально-

культурных благ.

1

РГИА. Ф. 1284. Оп. 195. 1826 г. Д. 46. Л. 1-1 об, 9 об.

2

ЦГИА ГССР. Ф. 4. Оп. 2. Д. 140. Л. 6.

3

Исманл-Заде Д. Русское крестьянство в Закавказье /30-е годы XIХ – начало XX в./. М., 1982, с.32-33.

4

ЦГИА ГССР. Ф. 239. Оп.1. Д. 45. Л. 20.

5

Там же. Ф. 16. Оп. 1. Д. 10631. Л .4.

6

Вермишев Х.А. Экономический быт государственных крестьян в Ахалцихском и Ахалкалакском уездах

Тифлисской губернии // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян

Закавказского края. Тифлис, 1886. Т. 3. С. 42.

7

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России /60-е годы XIX в. – 1917 г./. М., 1965, с. 90.

8

ЦГИА ГССР. Ф. 4. Оп. 2. Д. 586. Л. 21, 23 об.

9

Там же. Ф. 244. Оп. 3. Д. 42. Л. 6.

10

Там же. ф.4. Оп. 2. Л. 9, 11 об.

11

Там же. Ф. 17, Оп. 1. Д. 1828. Л. 1.

12

Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 716. Л. 125.

13

Там же. Ф .4. Оп. 2. Д. 586. Л. 21 об., а также подсчитано по данным Х.А. Вермишева, с. 255.

14

ЦГИА ГССР. Ф. 4. Оп. 2. Д. 586. Л. 23 об.

15

Клибанов А.И. Указ. соч. С. 92.

16

ЦГИА ГССР. Ф. 329. Оп.1. Д. 699. Л. 8-10.

17

Клибанов А.И. Указ. соч. С.91-92. В книге неправильно указан процент имевшихся у духоборцев

лошадей: не 70, а 67%.

18

Бочкарев В.П. Карсская область // Район Тифлисско - Карсско - Эриванской железной дороги в

экономическом и коммерческом отношениях. Тифлис, 1897. С. 438.

19

ГАРФ. Ф. 102. Д. 3. 1895. Д. 1053. Л. 255.

20

Карсская область. Статистические данные за 1893 г. // Записки Кавказского отдела Императорского

русского географического общества. Тифлис, 1896. Кн. ХVШ. Л.335 – 338; Абелов Н.А. Экономический быт

государственных крестьян Елизаветпольского уезда, Елизаветпольской губернии // Материалы для изучения

экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1887. Т. VП. С. 93.

21

ЦГИА ГССР. Ф. 3. Оп. 1. Д. 716. Л. 124.