Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

Местному населению было чему поучиться у духоборцев: они, так же как и

молокане, принесли в эти районы более совершенные орудия труда, новые лучшие

породы скота, более передовые методы ведения хозяйства. Современники отмечали, что

именно духоборцы положили начало мериносному овцеводству в крае, развели

привезенную с собой черкасскую породу коров и лучшие породы лошадей20. Местное

население переняло у духоборцев косу, четырехколесные повозки, которые постепенно

начали вытеснять традиционные арбы21. Русские, в том числе духоборцы, принесли в

Закавказье такую сельскохозяйственную культуру как картофель, способствовали

развитию в крае огородничества22.

Правда, и самим духоборцам, оказавшимся в непривычных условиях горного

климата, не знающих особенностей почв, содержания скота, пришлось учиться у местного

населения.

В первые же годы они стали использовать для обмолота широко распространенную

на Кавказе и известную под разными названиями деревянную доску-терку, усеянную с

одной стороны кремниевыми камушками, причем постепенно эта терка оттеснила на

второй план привезенный с юга России каменный каток Преимущество терки заключалось

в том, что она не только молотила, но сразу же резала солому на саман, который в

условиях длительного периода стойлового содержания скота, особенно в хозяйствах

ахалкалакских духоборцев, использовался на корм недойному скоту.

Карсские духоборцы переняли у местных турок приемы обработки земли: «Пахать

поглубже, сеять пораньше...», т.к. талая вода к середине лета испарялась, и хлеба

испытывали большой недостаток влаги, а августовские заморозки часто били поздние

посевы.

Ахалкалакские духоборцы для плужной вспашки часто нанимали армян с их

инвентарем и волами. Каменистая сырая почва лучше поддавалась обработке на волах, а

сами духоборцы считали содержание их менее выгодным, чем содержание лошадей, хотя

у некоторых хозяев были и те и другие23.

Духоборцы редко нанимали работников из своих единоверцев. Обычно в качестве

пастухов овец они приглашали армян или курдов. Армяне работали и в других сферах

хозяйства духоборцев. В советской литературе укрепилось мнение о нещадной

эксплуатации духоборцами местного населения, причем факты, положительно

характеризовавшие их взаимоотношения, сознательно опускались

24

. Духоборцы

выступали в роли какой-то оголтелой банды стяжателей, низведших местное население до

нищенского уровня существования. Безусловно, духоборцы были использованы для

проведения колонизаторской политики царского правительства в этом регионе, но нельзя

забывать, что их поселили на землях, которые ранее не использовались для земледелия.

Она сумели поднять сельскохозяйственную культуру региона. Жители этих районов по

своему развитию стояли на более низком социально-экономическом уровне, чем

духоборцы.

Х.А. Вермишев отмечал, что к батракам из местных жителей духоборцы относятся

хорошо25. Если такой работник завоевывал доверие духоборца, то потом он мог всегда

рассчитывать на получение в долг денег, хлеба или даже на безвозмездную помощь в

случае какого-либо несчастья. Тот же Х.А. Вермишев сообщает, что вначале духоборцы

давали соседям деньги без расписок и без процентов; но, столкнувшись с обманом, стали

осторожнее и научились брать 5-10%, хотя все другие берут 20%.

26

В.П. Бочкарев,

обследовавший экономическое состояние Карсской области, писал, что в неурожайные

годы духоборцы давали безвозмездно хлеб из общественных амбаров не только

нуждающимся единоверцам, но и соседям27.

Межнациональные отношения духоборцев с местным населением начали

стабилизироваться именно на почве экономических контактов, т.к. никаких других

первоначально здесь и быть не могло: этому препятствовали различия в культуре и языке,

а также особенности религиозного учения духоборцев.