Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

есть ли еще какие «особые выгоды» в местах поселения, а при подушном распределении

земли – не более 15 десятин, но не менее 5 десятин удобной земли на душу.

Ахалкалакские духоборцы, поселенные на самых неудобных землях, получили по 60

десятин на дым, хотя не для всех сел эта норма была выдержана. В среднем на душу

мужского пола приходилось 12 десятин удобной земли (пашня, сенокосы), в Славянке

подушный надел оказался немного меньше -–11,4 десятины8. Подушные наделы местного

населения были в два-три раза меньше, однако по качеству и географическому

положению их земли были лучше. То обстоятельство, что новоприбывшие получили

земли больше, вызывало недовольство их соседей. Армяне Ахалкалакского уезда

неоднократно, например, обращались к закавказским властям с жалобами на малоземелье

и просьбами увеличить их наделы до 60 десятин на дым как у духоборцев9. Последние

имели возможность еще и арендовать казенные пастбища. Вопрос об аренде превратился

в главную причину конфликтов с армянами и татарами. Земельные споры носили

затяжной характер. Духоборческая Родионовна выясняла отношения с армянским селом

Пога, Богдановка постоянно конфликтовала с Большими Ханчалами. Иногда эти

конфликты оканчивались стычками: в 1864 г. духоборцы Горелого и Спасского силой

прогнали пастухов села Сатха с казенного пастбища «Думы», но вскоре тоже самое

проделали жители Сатхи с пастухами духоборческих сел10.

Острый характер приобрели земельные конфликты с татарами; при этом особенно

страдала Родионовна, на смежных землях с которой кочевали татары селений Ах-Такла и

Кире- Такла. Постоянные потравы посевов, угон скота и даже вооруженные нападения

вынуждали родионовцев быть в постоянной готовности к отпору. В своей жалобе

Тифлисскому генерал-губернатору от 27 июня 1884 г. они выражали пожелание, чтобы

вместо татар на соседние земли князей Орбелиани пришли другие арендаторы: другой

нации и религии, более добросовестные, чем магометане11. Справедливости ради надо

отметить, что земельные споры иногда случались и между духоборческими селами.

В земельных спорах с закавказским населением духоборцы обычно пользовались

покровительством администрации. Один из чиновников экспедиции Государственных

имуществ в 1856 г. высказался по этому поводу достаточно определенно: «...земля, хотя

бы в избытке» принесет в руках смышленых духоборцев, превращаясь в пашни или

пастбища, пользы общественные или результаты важные для края, которых она никогда

не принесет в руках их туземных соседей»12.

Поддержка со стороны закавказской администрации позволила духоборцам

сконцентрировать в своих руках большое количество земли. В 1846 г. Гореловское

сельское общество на 3608 человек (1759 мужчин) имело 21501 десятину удобной земли и

6515 десятин неудобной, т.е. в их руках было сосредоточено 20% всей имеющейся в уезде

земли13. В Славянке на 814 жителей (387 мужчин) приходилось 4428 десятин удобной и

3305 десятин неудобной земли14. К середине 80-х голов Ахалкалакские духоборцы,

составлявшие 1/6 жителей уезда, имели 35% всей земельной площади (25% всей удобной

земли и 46,6% всей неудобной), а елизаветпольские духоборцы, без учета земель с.

Новотроицкого, владели 7% всех земель15.

Духоборцы, несмотря на все тяготы переселений, пришли в Закавказье со своим

скотом, привезли орудия труда. В 1856 г. духоборцы Ахалкалакского уезда, составлявшие

14,5% населения, владели 58% лошадей, 19% крупного рогатого скота, 31% овец16. Через

30 лет духоборцы составили 16% населения, и в их руках было сосредоточено около 67%

всего поголовья лошадей, 20% крупного рогатого скота, 43% мелкого рогатого скота17. В

Карсской области на каждые 100 душ у духоборцев приходилось 40 лошадей, у молокан –

32, у карапапахов – 12,5, турок – 11,9, курдов – 7,7, армян – 6 голов18.

Духоборцы в Закавказье уже к началу 50-х годов превратились в экономическую

силу, с которой их соседям приходилось считаться. Тифлисский генерал-губернатор писал

в 1895 г., что туземное население «с течением времени привыкло уважать в них сильную

духом и материально организацию»19.