есть ли еще какие «особые выгоды» в местах поселения, а при подушном распределении
земли – не более 15 десятин, но не менее 5 десятин удобной земли на душу.
Ахалкалакские духоборцы, поселенные на самых неудобных землях, получили по 60
десятин на дым, хотя не для всех сел эта норма была выдержана. В среднем на душу
мужского пола приходилось 12 десятин удобной земли (пашня, сенокосы), в Славянке
подушный надел оказался немного меньше -–11,4 десятины8. Подушные наделы местного
населения были в два-три раза меньше, однако по качеству и географическому
положению их земли были лучше. То обстоятельство, что новоприбывшие получили
земли больше, вызывало недовольство их соседей. Армяне Ахалкалакского уезда
неоднократно, например, обращались к закавказским властям с жалобами на малоземелье
и просьбами увеличить их наделы до 60 десятин на дым как у духоборцев9. Последние
имели возможность еще и арендовать казенные пастбища. Вопрос об аренде превратился
в главную причину конфликтов с армянами и татарами. Земельные споры носили
затяжной характер. Духоборческая Родионовна выясняла отношения с армянским селом
Пога, Богдановка постоянно конфликтовала с Большими Ханчалами. Иногда эти
конфликты оканчивались стычками: в 1864 г. духоборцы Горелого и Спасского силой
прогнали пастухов села Сатха с казенного пастбища «Думы», но вскоре тоже самое
проделали жители Сатхи с пастухами духоборческих сел10.
Острый характер приобрели земельные конфликты с татарами; при этом особенно
страдала Родионовна, на смежных землях с которой кочевали татары селений Ах-Такла и
Кире- Такла. Постоянные потравы посевов, угон скота и даже вооруженные нападения
вынуждали родионовцев быть в постоянной готовности к отпору. В своей жалобе
Тифлисскому генерал-губернатору от 27 июня 1884 г. они выражали пожелание, чтобы
вместо татар на соседние земли князей Орбелиани пришли другие арендаторы: другой
нации и религии, более добросовестные, чем магометане11. Справедливости ради надо
отметить, что земельные споры иногда случались и между духоборческими селами.
В земельных спорах с закавказским населением духоборцы обычно пользовались
покровительством администрации. Один из чиновников экспедиции Государственных
имуществ в 1856 г. высказался по этому поводу достаточно определенно: «...земля, хотя
бы в избытке» принесет в руках смышленых духоборцев, превращаясь в пашни или
пастбища, пользы общественные или результаты важные для края, которых она никогда
не принесет в руках их туземных соседей»12.
Поддержка со стороны закавказской администрации позволила духоборцам
сконцентрировать в своих руках большое количество земли. В 1846 г. Гореловское
сельское общество на 3608 человек (1759 мужчин) имело 21501 десятину удобной земли и
6515 десятин неудобной, т.е. в их руках было сосредоточено 20% всей имеющейся в уезде
земли13. В Славянке на 814 жителей (387 мужчин) приходилось 4428 десятин удобной и
3305 десятин неудобной земли14. К середине 80-х голов Ахалкалакские духоборцы,
составлявшие 1/6 жителей уезда, имели 35% всей земельной площади (25% всей удобной
земли и 46,6% всей неудобной), а елизаветпольские духоборцы, без учета земель с.
Новотроицкого, владели 7% всех земель15.
Духоборцы, несмотря на все тяготы переселений, пришли в Закавказье со своим
скотом, привезли орудия труда. В 1856 г. духоборцы Ахалкалакского уезда, составлявшие
14,5% населения, владели 58% лошадей, 19% крупного рогатого скота, 31% овец16. Через
30 лет духоборцы составили 16% населения, и в их руках было сосредоточено около 67%
всего поголовья лошадей, 20% крупного рогатого скота, 43% мелкого рогатого скота17. В
Карсской области на каждые 100 душ у духоборцев приходилось 40 лошадей, у молокан –
32, у карапапахов – 12,5, турок – 11,9, курдов – 7,7, армян – 6 голов18.
Духоборцы в Закавказье уже к началу 50-х годов превратились в экономическую
силу, с которой их соседям приходилось считаться. Тифлисский генерал-губернатор писал
в 1895 г., что туземное население «с течением времени привыкло уважать в них сильную
духом и материально организацию»19.