Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

В данной статье предпринята попытка рассмотреть в историческом развитии

взаимоотношения этнолокальной группы русских сектантов-духоборцев с местным

населением, в 40-е годы XIX в. выселенных царским правительством в Закавказье.

В те годы остро встал вопрос о заселении недавно присоединенных к России

районов Закавказья. Еще в 1825-26 годах были приняты постановления о заселении

Кавказской линии духоборцами, обнаруженными среди донских казаков и во внутренних

губерниях России. Член Комитета министров генерал- губернатор Новороссии Ермолов

предложил селить духоборцев за новой линией русских войск; по его мнению, это

принесло бы двойную пользу, т.к. «люди сии, находясь всегда впереди противу горских

народов по необходимости должны будут оружием защищать свое имущество и

семейства, а во-вторых, тем, что другие, видя таковое употребление духоборцев, будут

воздерживаться от вступления в духоборческую секту» 1. Его предложение встретило

высочайшее одобрение, и в 1831 г. в Карабахской провинции возникло первое поселение

духоборцев из донских казаков2 – Кизил-Кишлаг. Но число новых поселенцев было

невелико и их силами правительство не могло решить проблему колонизации Закавказья.

В 1841-1845 гг. все жившие в Таврии духоборцы, отказавшиеся перейти в

православие, по решению суда пятью партиями общей численностью в 5 тыс. человек

были выселены в Закавказье. Первые три партии поселились на Ахалкалакском участке

Ахалцихского уезда Грузинско-Имеретинской губернии, где основали восемь сел:

Горелое, Богдановку, Орловку, Ефремовну, Спасское, Троицкое, Родионовку, Тамбовку.

Четвертая и пятая партии были поселены в Елизаветпольском уезде той же губернии в

с.Славянка. Земли, отведенные Ахалкалакским духоборцам, из-за сурового климата

высокогорья (1800–2100 м над уровнем моря) оказались мало пригодны для земледелия и