В данной статье предпринята попытка рассмотреть в историческом развитии
взаимоотношения этнолокальной группы русских сектантов-духоборцев с местным
населением, в 40-е годы XIX в. выселенных царским правительством в Закавказье.
В те годы остро встал вопрос о заселении недавно присоединенных к России
районов Закавказья. Еще в 1825-26 годах были приняты постановления о заселении
Кавказской линии духоборцами, обнаруженными среди донских казаков и во внутренних
губерниях России. Член Комитета министров генерал- губернатор Новороссии Ермолов
предложил селить духоборцев за новой линией русских войск; по его мнению, это
принесло бы двойную пользу, т.к. «люди сии, находясь всегда впереди противу горских
народов по необходимости должны будут оружием защищать свое имущество и
семейства, а во-вторых, тем, что другие, видя таковое употребление духоборцев, будут
воздерживаться от вступления в духоборческую секту» 1. Его предложение встретило
высочайшее одобрение, и в 1831 г. в Карабахской провинции возникло первое поселение
духоборцев из донских казаков2 – Кизил-Кишлаг. Но число новых поселенцев было
невелико и их силами правительство не могло решить проблему колонизации Закавказья.
В 1841-1845 гг. все жившие в Таврии духоборцы, отказавшиеся перейти в
православие, по решению суда пятью партиями общей численностью в 5 тыс. человек
были выселены в Закавказье. Первые три партии поселились на Ахалкалакском участке
Ахалцихского уезда Грузинско-Имеретинской губернии, где основали восемь сел:
Горелое, Богдановку, Орловку, Ефремовну, Спасское, Троицкое, Родионовку, Тамбовку.
Четвертая и пятая партии были поселены в Елизаветпольском уезде той же губернии в
с.Славянка. Земли, отведенные Ахалкалакским духоборцам, из-за сурового климата
высокогорья (1800–2100 м над уровнем моря) оказались мало пригодны для земледелия и