лучшие земли, даже не считая нужным объяснить что-либо. В 1923 г. освободившиеся в
Тамбовке после выселения части духоборцев земли были переданы армянам села
Хулгумо, более того, последние были поселены в освободившиеся дома духоборцев. В
1924 г. жители Тамбовки писали в Реввоенсовет: «Переселенцы были поселены временно
в наши дома, но теперь хулгуминцы должны выселиться на свой отрезанный участок, но
не угнетать нас в нашем селе Тамбовке, так как по нашему религиозному убеждению, не
можем жить в одном селении. И мы считаем это слишком нехорошо для нас и потому мы,
общество, заявляем: нас здесь заставляют жить с католиками, но мы этого не желаем.. Мы
заявляем Вам: от отрезки земли лишаемся культуры производства, которое создавалось
десятками лет, что все села ближайшими свидетелями будут, что за короткое время будут,
как культура уничтожается»
36
.
Раскулачивание в 30-е годы нанесло новый сокрушительный удар по
материальному благосостоянию духоборцев. Все эти мероприятия проводились местными
советскими и партийными организациями, состоявшими главным образом из армян и
грузин, поэтому в глазах духоборцев эта политика принимала национальную окраску.
В начале 30-х годов несколько групп духоборцев сел Тамбовка и Родионовка
«самораскулачились» и, бросив свои хозяйства, уехали в города. В их дома тут же
поселилась армянская беднота, что в еще большей степени стимулировало выезд
духоборцев. Процесс этот продолжал нарастать, особенно в 70-е годы. Безусловно, здесь
сказалась и социально-бытовая неустроенность этих сел, их удаленность и трудность
связи с районным центром зимой, но главный мотив выезда духоборцев – это нежелание
совместного проживания с армянами. На 1 января 1988 г. в Родионовке оставалось 44
духоборца, в Тамбовке – 29, главным образом старики. Такой же процесс шел в Славянке
и других селениях ныне Кедабекского района Азербайджана. В 1965 г. в Славянке
проживало 2193 человека, из них 1222 духоборца, а в 1989 г. из 1904 жителей села
осталось только 539 духоборцев
37
. В с. Новогорелом в 1989 г. осталось всего 13
духоборцев, в с. Новоспасовке – 2, в Новотроицком их вообще уже нет. Мало духоборцев
осталось в бывшем Башкечете – ныне г. Дманиси, – несколько семей проживает среди
азербайджанцев в Караклисе Русском – ныне Воке. И теперь странно и нелепо звучат
русские названия селений, в которых уже не слышно русской речи. Духоборцы,
проживающие совместно с азербайджанцами или армянами, хорошо владеют их языками,
а местное население говорит по-русски. Жители сел с компактным русским населением в
Богдановском районе могут объясняться по-армянски, но свободно им почти никто не
владеет. Старики вспоминают, что раньше духоборцы-мужчины свободно общались с
армянами на их языке, но последние почти не говорили по-русски. Сейчас все армянское
мужское население свободно говорит по-русски и использует его как язык
межнационального общения. Женщины-армянки в селах, мало контактирующие с
другими национальностями, почти не знают русского языка. Много слов из армянского
языка в последнее время перешло в русский в связи с расширившимися и участившимися
контактами.
Несмотря на то, что и армяне и русские изучают в школе грузинский язык, они
практически его не знают, поэтому придание грузинскому языку статуса
государственного на территории Грузии и перевод на грузинский делопроизводственной
документации были негативно восприняты армянами и духоборцами района, в котором
проживало всего несколько грузин.
В отношениях духоборцев с армянами можно выделить два направления: с одной
стороны, расширение контактов на работе и в быту, культурные контакты, участившиеся в
последние годы случаи смешанных браков, главным образом в Богдановне, хотя до сих
пор это явление нельзя назвать обычным, а с другой стороны – нарастание среди
духоборцев ощущения национальной ущемленности. Духоборцы отстранены от
управления районом, единственная должность, которую по разнарядке до недавнего
времени занимал русский, – это должность второго секретаря райкома. В торговой сети и