Previous Page  9 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 11 Next Page
Page Background

лучшие земли, даже не считая нужным объяснить что-либо. В 1923 г. освободившиеся в

Тамбовке после выселения части духоборцев земли были переданы армянам села

Хулгумо, более того, последние были поселены в освободившиеся дома духоборцев. В

1924 г. жители Тамбовки писали в Реввоенсовет: «Переселенцы были поселены временно

в наши дома, но теперь хулгуминцы должны выселиться на свой отрезанный участок, но

не угнетать нас в нашем селе Тамбовке, так как по нашему религиозному убеждению, не

можем жить в одном селении. И мы считаем это слишком нехорошо для нас и потому мы,

общество, заявляем: нас здесь заставляют жить с католиками, но мы этого не желаем.. Мы

заявляем Вам: от отрезки земли лишаемся культуры производства, которое создавалось

десятками лет, что все села ближайшими свидетелями будут, что за короткое время будут,

как культура уничтожается»

36

.

Раскулачивание в 30-е годы нанесло новый сокрушительный удар по

материальному благосостоянию духоборцев. Все эти мероприятия проводились местными

советскими и партийными организациями, состоявшими главным образом из армян и

грузин, поэтому в глазах духоборцев эта политика принимала национальную окраску.

В начале 30-х годов несколько групп духоборцев сел Тамбовка и Родионовка

«самораскулачились» и, бросив свои хозяйства, уехали в города. В их дома тут же

поселилась армянская беднота, что в еще большей степени стимулировало выезд

духоборцев. Процесс этот продолжал нарастать, особенно в 70-е годы. Безусловно, здесь

сказалась и социально-бытовая неустроенность этих сел, их удаленность и трудность

связи с районным центром зимой, но главный мотив выезда духоборцев – это нежелание

совместного проживания с армянами. На 1 января 1988 г. в Родионовке оставалось 44

духоборца, в Тамбовке – 29, главным образом старики. Такой же процесс шел в Славянке

и других селениях ныне Кедабекского района Азербайджана. В 1965 г. в Славянке

проживало 2193 человека, из них 1222 духоборца, а в 1989 г. из 1904 жителей села

осталось только 539 духоборцев

37

. В с. Новогорелом в 1989 г. осталось всего 13

духоборцев, в с. Новоспасовке – 2, в Новотроицком их вообще уже нет. Мало духоборцев

осталось в бывшем Башкечете – ныне г. Дманиси, – несколько семей проживает среди

азербайджанцев в Караклисе Русском – ныне Воке. И теперь странно и нелепо звучат

русские названия селений, в которых уже не слышно русской речи. Духоборцы,

проживающие совместно с азербайджанцами или армянами, хорошо владеют их языками,

а местное население говорит по-русски. Жители сел с компактным русским населением в

Богдановском районе могут объясняться по-армянски, но свободно им почти никто не

владеет. Старики вспоминают, что раньше духоборцы-мужчины свободно общались с

армянами на их языке, но последние почти не говорили по-русски. Сейчас все армянское

мужское население свободно говорит по-русски и использует его как язык

межнационального общения. Женщины-армянки в селах, мало контактирующие с

другими национальностями, почти не знают русского языка. Много слов из армянского

языка в последнее время перешло в русский в связи с расширившимися и участившимися

контактами.

Несмотря на то, что и армяне и русские изучают в школе грузинский язык, они

практически его не знают, поэтому придание грузинскому языку статуса

государственного на территории Грузии и перевод на грузинский делопроизводственной

документации были негативно восприняты армянами и духоборцами района, в котором

проживало всего несколько грузин.

В отношениях духоборцев с армянами можно выделить два направления: с одной

стороны, расширение контактов на работе и в быту, культурные контакты, участившиеся в

последние годы случаи смешанных браков, главным образом в Богдановне, хотя до сих

пор это явление нельзя назвать обычным, а с другой стороны – нарастание среди

духоборцев ощущения национальной ущемленности. Духоборцы отстранены от

управления районом, единственная должность, которую по разнарядке до недавнего

времени занимал русский, – это должность второго секретаря райкома. В торговой сети и