уже в первые годы после их переселения часть духоборцев перешла в Борчалинский уезд
на частные земли князей Орбелиани, а небольшая часть присоединилась к собратьям в
Елизаветпольском уезда, В результате к началу 1850-х гг. ХIХ в. около Славянки
возникли села Новогорелое, Новотроицкое, Новоспасское и в Борчалинском уезде –
Башкечет, Караклис Русский, Армашен, Карабулах.
Новыми соседями духоборцев стали армяне, курды и азербайджанцы, последних в то
время называли «татарами»
. Отношения с местным населением складывались очень
сложно, причем с армянами и татарами по-разному. Армяне, в официальных документах
именовавшиеся «туземцами», на самом деле были такими же переселенцами как и
духоборцы. В 1829 г. по Адрианопольскому миру им было разрешено переселиться с
территории Турции на закавказские земли, отошедшие к России. В Ахалкалакском уезде
осели в основном эрзерумские и ардаганские армяне3 – григориане и католики.
Оседлое христианское население по своему складу было ближе духоборцам, чем
кочевавшие в этих местах на летних пастбищах мусульмане-татары. Поселение
духоборцев в Ахалкалакском, Елизаветпольском и в Борчалинском уездах ущемляло
интересы живших или кочевавших в тех районах местных жителей. Духоборцы
натолкнулись на молчаливое сопротивление армян и вооруженный отпор со стороны
татар. Разбои творили главным образом вооруженные отряды местных беков и банды,
постоянно делавшие рейды с турецкой территории. В 1847–48 гг. духоборцы только
Армашенского общества понесли убытков от разбоев на 1767 руб.4 Генерал Ермолов
оказался прав: несмотря на запрет духоборческого учения брать в руки оружие, а тем
более убивать, духоборцам пришлось взяться за ружья. Для защиты от набегов в каждом
селе создавались отряды «казачков». До сих пор на окнах старинных амбаров можно
увидеть железные решетки, превращавшие их в крепость, а сараи для скота строили с
глухими стенами и окнами в крыше.
В 1854 г. местные власти, не имея возможности защитить переселенцев
Елизаветпольского уезда, предложили им приобрести 913 ружей за казенную цену5. И это
при всем том, что духоборцы были ссыльными и в глазах местной администрации они
являлись не только вероотступниками, но и разрушителями основ государства.
Местное население первое время тоже смотрело на них «как на убийц и вообще
преступников», их «чуждались как прокаженных»6.
Внешняя опасность и отчуждение соседей еще более сплотили духоборцев. Во
многом этому способствовала и компактность их расселения. Их села в трех уездах
составили три сельских общества: Гореловское, Армашенское, Славянское в которых в
1850-51 гг. соответственно проживало 2397, 655 и 2037 человек. В 1879 г. после
присоединения к России Карсской области часть духоборцев, в основном из Славянского
общества, перешла туда. К середине 80-х годов XIX в. в Закавказье и Карсской области
проживало 12,8 тыс. духоборцев7, а к концу 90-х годов – около 20 тысяч.
Духоборцы перенесли в Закавказье сложившуюся еще на Молочных Водах
организацию управления, общественные капиталы и железную дисциплину. Духоборцы,
расселенные в разных уездах, были связаны религиозными, экономическими и
родственными узами. Ежегодно они съезжались в Горелое для решения особо важных
вопросов; в тяжелые моменты каждая семья могла рассчитывать на помощь из
общественной казны, в случав неурожая в одном районе духоборцы других районов
всегда оказывали помощь продовольствием и фуражом. Духоборцы Закавказья
представляли очень сплоченную, экономически крепкую общность.
По сравнению с местным населением духоборцы получили значительные наделы
земли. В соответствии с «Инструкцией местным начальствам по предмету переселения
раскольников вредных ересей в Закавказский край» от 2 мая 1843 г. при подымном
наделении землей им должно было выделяться от 30 до 60 десятин в зависимости от того,
Далее в тексте, касающемся XIX в., мы также будем
именовать их татарами