Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

уже в первые годы после их переселения часть духоборцев перешла в Борчалинский уезд

на частные земли князей Орбелиани, а небольшая часть присоединилась к собратьям в

Елизаветпольском уезда, В результате к началу 1850-х гг. ХIХ в. около Славянки

возникли села Новогорелое, Новотроицкое, Новоспасское и в Борчалинском уезде –

Башкечет, Караклис Русский, Армашен, Карабулах.

Новыми соседями духоборцев стали армяне, курды и азербайджанцы, последних в то

время называли «татарами»

. Отношения с местным населением складывались очень

сложно, причем с армянами и татарами по-разному. Армяне, в официальных документах

именовавшиеся «туземцами», на самом деле были такими же переселенцами как и

духоборцы. В 1829 г. по Адрианопольскому миру им было разрешено переселиться с

территории Турции на закавказские земли, отошедшие к России. В Ахалкалакском уезде

осели в основном эрзерумские и ардаганские армяне3 – григориане и католики.

Оседлое христианское население по своему складу было ближе духоборцам, чем

кочевавшие в этих местах на летних пастбищах мусульмане-татары. Поселение

духоборцев в Ахалкалакском, Елизаветпольском и в Борчалинском уездах ущемляло

интересы живших или кочевавших в тех районах местных жителей. Духоборцы

натолкнулись на молчаливое сопротивление армян и вооруженный отпор со стороны

татар. Разбои творили главным образом вооруженные отряды местных беков и банды,

постоянно делавшие рейды с турецкой территории. В 1847–48 гг. духоборцы только

Армашенского общества понесли убытков от разбоев на 1767 руб.4 Генерал Ермолов

оказался прав: несмотря на запрет духоборческого учения брать в руки оружие, а тем

более убивать, духоборцам пришлось взяться за ружья. Для защиты от набегов в каждом

селе создавались отряды «казачков». До сих пор на окнах старинных амбаров можно

увидеть железные решетки, превращавшие их в крепость, а сараи для скота строили с

глухими стенами и окнами в крыше.

В 1854 г. местные власти, не имея возможности защитить переселенцев

Елизаветпольского уезда, предложили им приобрести 913 ружей за казенную цену5. И это

при всем том, что духоборцы были ссыльными и в глазах местной администрации они

являлись не только вероотступниками, но и разрушителями основ государства.

Местное население первое время тоже смотрело на них «как на убийц и вообще

преступников», их «чуждались как прокаженных»6.

Внешняя опасность и отчуждение соседей еще более сплотили духоборцев. Во

многом этому способствовала и компактность их расселения. Их села в трех уездах

составили три сельских общества: Гореловское, Армашенское, Славянское в которых в

1850-51 гг. соответственно проживало 2397, 655 и 2037 человек. В 1879 г. после

присоединения к России Карсской области часть духоборцев, в основном из Славянского

общества, перешла туда. К середине 80-х годов XIX в. в Закавказье и Карсской области

проживало 12,8 тыс. духоборцев7, а к концу 90-х годов – около 20 тысяч.

Духоборцы перенесли в Закавказье сложившуюся еще на Молочных Водах

организацию управления, общественные капиталы и железную дисциплину. Духоборцы,

расселенные в разных уездах, были связаны религиозными, экономическими и

родственными узами. Ежегодно они съезжались в Горелое для решения особо важных

вопросов; в тяжелые моменты каждая семья могла рассчитывать на помощь из

общественной казны, в случав неурожая в одном районе духоборцы других районов

всегда оказывали помощь продовольствием и фуражом. Духоборцы Закавказья

представляли очень сплоченную, экономически крепкую общность.

По сравнению с местным населением духоборцы получили значительные наделы

земли. В соответствии с «Инструкцией местным начальствам по предмету переселения

раскольников вредных ересей в Закавказский край» от 2 мая 1843 г. при подымном

наделении землей им должно было выделяться от 30 до 60 десятин в зависимости от того,

Далее в тексте, касающемся XIX в., мы также будем

именовать их татарами