ІОРКТОНЪ.
123
скворцы чуть не садились на плечи въ ожиданіи
подачки. Даже полевые воры и хищники не исклю-
чены изъ общаго иммунитета. Степныя куры гуля-
ютъ прямо по улицамъ и во время молотьбы захо-
дятъ на гумно за своею долей зерна.
— Пущай пользуются, бѣдняжки,— говорили мнѣ
бабы.—Мы имъ даже имена надавали: Машка да Мишка.
Овражки и земляныя бѣлки доставляютъ больше
хлопотъ. Въ поляхъ они пользуются общею безна-
казанностью, но на огородахъ, въ особенности у ка-
пустныхъ грядъ, женщины и подростки ставятъ для
нихъ силки и деревянные капканы. Однако, поймавь
маленькаго хищника, духоборскіе охотники высвобо-
ждаютъ его изъ петли, уносятъ на поле и отпуска-
ютъ на свободу.
— Такіе они безпокойные, Богъ съ ними, —
жаловались мнѣ бабы. — Только отпустишь его, не
успѣешь домой прійти, а онъ на трехъ ногахъ черезъ
дорогу скачетъ и опять въ капусту.
— Этакъ, пожалуй, къ вамъ со всей округи звѣри
и птицы соберутся, — высказалъ я предположеніе. —
Они вѣдь умные, знаютъ, гдѣ ихъ обижаютъ, a гдѣ
нѣтъ.
— Что же дѣлать? — возражали духоборы. —
Мы вотъ, даже когда сѣемъ, наговариваемъ: „Зароди,
Господи, на всякую живую тварь: на звѣря и птицу;
на нищаго, — можетъ, попросить; на вора, если
захочетъ украсть; дай и на его долю"... Значитъ,
звѣрю и птицѣ тоже дается часть...
Разумѣется, такое благодушіе по отношенію къ
овражкамъ и бѣлкамъ мыслимо только среди канад-
скаго простора и плодородія. Духоборы, впрочемъ,
идутъ дальше и даже мечтаютъ облечь свой золо-
той вѣкъ въ художественныя формы.