122
ДуХОБОШ въ
КАНАДЪ.
чилъ не столь раба, сколь собственную душу... По
нашему разуму, — доказывалъ Алдоша, — въ де-
ревенской жизни отъ скотобойства вырастаетъ раз-
бойство, отъ обиды скоту — обида людямъ. Сегодня
ты лошадь ударилъ, завтра — жену, сына. Или
сперва зарѣзалъ теленка, потомъ овцу, корову...
Привыкъ ножомъ распоряжаться, глядишь — взялъ
да и въ человѣка всадилъ. По-нашему, — заклю-
чилъ Алдоша, — отъ войны и отъ скотобоя выра-
стаетъ все зло на землѣ, отъ войны, такъ сказать,
оптомъ, а отъ скотобойни по розницѣ.
Въ этомъ отношеніи Духоборія въ значительной
степени осуществила идеалы Алдоши. Вегетаріанство
царствуетъ тамъ во всей силѣ и строгости, и среди
молодого поколѣнія }оке стало возникать полуин-
стинктивное отвращеніе къ животной пищѣ, напоми-
нающее развѣ Индію. Вегетаріанская идея среди
духоборовъ до такой степени интенсивна и, такъ
сказать, агрессивна, что послѣ мѣсячнаго обіценія
мы тоже заразились ею, и потомъ намъ стоило нѣ-
которой борьбы перейти на обыкновенный мясной
режимъ цивилизованной кухни. Такъ же заботливо
относятся духоборы къ охраненію полевыхъ живот-
ныхъ на своей территоріи. Они выставили на сво-
ихъ границахъ дощечки съ надписями, запрещающими
всякую охоту, рискуя поссориться съ индѣйцами,
которые кочуютъ за Громовой Горой и искони при-
выкли охотиться въ лѣсахъ Сѣвернаго участка. Зато
отношенія между человѣкомъ и животными въ гра-
ницахъ Духоборіи представляютъ сплошную идиллію
и прямо напоминаютъ золотой вѣкъ. Потомъ, когда
мы странствовали пѣшкомъ между духоборскими селе-
ніями, маленькіе олени-прыгуны выходили намъ на-
встрѣчу и останавливались на дорогѣ, и ' молодые