2 3 0
ДУХОБОРЫ ВЪ КАНЛД-В.
не выносятъ учительнаго тона съ претензіей на ум-
ственное превосходство со стороны собесѣдника. Я
описывалъ, въ какую забавно уродливую форму вы-
лились отношенія между духоборами и русско-аме-
риканскими миссіонерами, съ ихъ притязаніемъ на
богословскую глубину. Недоразумѣнія между г. Щер-
бининымъ и жителями Принцъ-Альбертовскаго участка
по поводу квакерской школы имѣютъ, очевидно,
точно такой же характеръ. Дѣятельность г. Бодян-
скаго въ духоборской средѣ тоже не имѣла особен-
но благопріятныхъ результатовъ. Г. Бодянскій жилъ
среди духоборовъ въ то время, когда недоразумѣнія
ихъ съ канадскимъ правительствомъ по поводу формы
земельнаго владѣнія стали принимать острый харак-
теръ. Съ своей стороны, г. Бодянскій повелъ уси-
ленную пропаганду среди духоборовъ, доказывая
имъ, что вступать въ какой-либо комгіромиссъ по
этому поводу противно совѣсти и что точно такъ же
не слѣдуетъ принимать регистрацию браковъ и смер-
тей, ибо канадскому правительству нѣтъ никакого
дѣла, кто умеръ, женился или родился, и все это —
„дѣло рукъ Божіихъ".
Письменное заявленіе кипрскихъ духоборовъ ка-
надскому правительству, сдѣланное по этому поводу,
потомъ въ дополненномъ видѣ появившееся въ пе-
чати и переведенное на многіе языки, принадлежитъ
именно перу г. Бодянскаго. По поводу этого заяв-
ленія подписавшіе его духоборы послѣ отзывались
такъ:
— A какія слова были неподходящія для насъ,
то Бодянскій — старичекъ настойчивый и всегда тол-
куетъ по-своему.
Одновременно съ этимъ г. Бодянскій устраивалъ
въ духоборской средѣ различныя кооперативныя