РУССКІЕ СОСѢДИ.
2 3 1
учрежденія. Это было, разумѣется, до основанія
большой общины, въ 1900 и 1901 годахъ.
По поводу судьбы этихъ учрежденій г. Бодян-
скій писалъ г. Владиміру Ольховскому въ письмѣ отъ
14-го апрѣля 1900 г.:
„Вслѣдствіе разныхъ наговоровъ я охотно поспѣ-
шилъ передать всѣ комитетскія дѣла. Послѣ этого
пошла большая неурядица, которая однако закончи-
лась общимъ удовлетвореніемъ, когда общественный
капиталъ былъ раздѣленъ подушно, а заведенныя
мною библіотека и аптека разобраны. Мнѣ кажется,—
прибавляетъ г. Бодянскій, — что у духоборовъ со-
временемъ все будетъ — и библіотека, и аптека, и
многое другое, но только тогда, когда иниціаторами
этого явятся люди изъ ихъ среды, побуждаемые къ
такой иниціативѣ опытомъ жизни, а сторонняя ини-
ціатива имъ ничего не даетъ". Къ этимъ словамъ
излишне что-либо прибавлять Ч
Рядъ молодыхъ людей, пріѣзжавшихъ для того,
чтобы, такъ сказать, пройти въ Духоборіи курсъ
опрощенія, оставилъ по себѣ довольно однообраз-
ныя воспоминанія.
Напримѣръ, духоборы разсказываютъ: „Пріѣз-
жалъ къ намъ молодой парнишка, Эдуардъ звали,
французъ; сказываетъ, хочетъ жить съ нами. Но
только ему было трудно. Пробовалъ онъ и пахать,
и косить, — все нейде. Наконецъ, попробовалъ но-
силки носить съ женщинами, сѣно, напримѣръ, и
тутъ не могъ. „Видно,—говоритъ,—мои руки только
для письменности годятся". Взялъ и уѣхалъ домой
1
Болѣе подробное описаніе дѣятельности г. Бодянскаго можно
найти въ статьяхъ г. Б. О л ь х о в с к а г о : —• „Духоборцы въ Канадскихъ
преріяхъ", „ О б р а з о в а н ! e
u
, 1903 г., № 4 - 8 , откуда заимствована так-
же и приведенная выше цитата.