РУССКІЕ СОСѢДИ.
2 2 9
екая культура гиіетъ, самобытная жизнь—въ деревнѣ,
и чѣмъ скорѣе деревня побѣдитъ и уннчтожитъ rô-
родъ, тѣмъ лучше для земли.
Въ этихъ немногихъ сентенціяхъ скрывается цѣлое
міросозерцаніе, которое я не берусь ни критиковать,
ни развивать дальше.
Вопросъ объ отношеніяхъ между Духоборіей и
пріѣзжими интеллигентными людьми имѣетъ щекот-
ливыя стороны, но это, конечно, не причина для
того, чтобы обойти его молчаніемъ. Духоборы, какъ
извѣстно, обязаны интеллигентамъ многими важными
услугами, и самый переѣздъ ихъ въ Канаду совер-
шился благодаря прямому содѣйствію русскихъ интел-
лигентныхъ людей.
— Мы сюда вышли, какъ будто въ лѣсъ, — го-
ворилъ мнѣ Иванъ Коныгинъ, — не знаемъ ни языка,
ни порядковъ, и насъ никто не знаетъ и не вѣритъ.
Много хлопотъ тогда они съ нами приняли, нахо-
дили намъ работу и мѣста, возились съ нами, какь
съ малыми дѣтьми.
Тѣмъ не менѣе прочной связи между духоборами
и интеллигентами не образовалось.
Духоборы прі-
ѣхали для того, чтобы осѣсть въ Канадѣ, начинанія
же интеллигентовъ имѣли временный характеръ. Ихъ
слишкомъ притягивала огромная и загадочная Россіи,
оставшаяся тамъ по ту сторону океана, и мало-по-
малу перетянула всѣхъ одного за другимъ. Помимо
того, отношенія между духоборами и интеллиген-
тами не были по временамъ свободны отъ недораз-
умѣній. Исторія пріучила духоборовъ въ недовѣр-
чивости, особенно во всемъ, что касается услугъ
свыше. Они обладаютъ также большей личной и
общественной иниціативой, гордятся своей способ-
ностью къ „умствованію" и потому въ особенности