и тем самым отдалять наступление Царства Правды: «...духовные христиане
и все сыны Царства Правды свободны от пошлины и подати». Духоборцы
считали себя данниками, а не подданными государства, и старались свести
контакты с властями до минимума; для этого они всегда исправно отдавали
«кесарю кесарево». На страницах рукописи Хилков нарочито, заостряет
вопрос об отношении к государству и несколько раз повторяет мысль о том,
что «Царство Правды несовместимо с начальством, властью и силой одних
людей над другими» [4]. Хилков приписал духоборцам и идею о
непротивлении злу: «Духовный христианин не противится злому до тех пор,
пока тот не задевает его человеческого достоинства, то есть Бога, в нем
пребывающего...», но если такое случится, он должен умереть, но не
покориться, так как нельзя слушать людей больше, чем Бога [5].
Духоборцев традиционно считали рационалистической сектой, и это
было большим заблуждением, в которое впали и толстовцы. Духоборцы
никогда не считали Христа простым смертным, избранным Богом для
провозглашения своих заветов человечеству. Христос в понимании
духоборцев – это Бог и Сын Божий, после крестной смерти человеческой
плоти пребывающий в плоти их вождей. Духоборцы никогда не были
анархистами: они безоговорочно признавали власть своего вождя. Они
верили в собственную избранность, и секта была совершенно закрытой для
посторонних людей. Признавая за грех убийство человека, духоборцы имели
оружие и, окруженные кочевыми племенами, грабившими их, пользовались
этим оружием. Что действительно было общего у духоборцев и толстовцев,
так это резко отрицательное отношение к православной церкви, неприятие
внешнего поклонения и его атрибутов.
В 1886 г. в машинописном сборнике «Всходы» под названием «Краткое