В литературе утвердилась точка зрения, что духоборческое движение
1890-х годов, кульминацией которого стало сожжение оружия в 1895 г., носило
оригинальный и самостоятельный характер. Это мнение основано на том, что
новое учение духоборцев, получивших название «постники», полностью
сложилось к концу 1894 г., а первые контакты лидеров движения с Л. Н.
Толстым и его последователями состоялись только в декабре 1894 г.; и лишь
после сожжения оружия, когда Толстой и его друзья начали оказывать
духоборцам, подвергшимся репрессиям, моральную и материальную помощь,
между ними установились тесные взаимоотношения.
Существовала, правда, и другая точка зрения, в соответствии с которой в
основе движения духоборцев-постников лежали идеи Толстого, привнесенные в
их среду толстовцами. Эту концепцию исследователи никогда не рассматривали
серьезно, так как она принадлежала чиновникам Синода и Департамента
полиции. За более чем сто лет никто не попытался разобраться в тех событиях и
оценить степень влияния толстовства на духоборческое движение.
Опубликованные и архивные материалы, изученные нами, свидетельствуют о
том, что толстовцы сыграли в духоборческом движении самую
непосредственную роль. Они использовали раскол в секте после смерти
бездетной руководительницы духоборцев Лукерьи Калмыковой и сумели
превратить обычную борьбу за власть и деньги между Петром Веригиным и его