сторонниками, с одной стороны, и жителями села Горелое — с другой, в
социально-религиозное движение толстовского толка.
Первым на духоборцев обратил внимание Д. А. Хилков. Еще будучи
совсем молодым человеком, во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
князь Хилков служил в Закавказье к вскоре после войны побывал в
духоборческом селении Троицкое. Разговор с хозяином дома, в котором
князь ночевал, о вере, об иконах, об образе Божием в человеке, заставил
Хилкова взяться за Евангелие. Учение духоборцев очень его заинтересовало,
и позже он писал: «Зная Евангелие, я видел, что они ближе к нему, чем
православные» [1]. После встречи с духоборцами Д. А Хилков начал изучать.
литературу, касавшуюся этой секты, и в ноябре 1880 г. закончил рукопись
под названием «Учение духовных христиан» [2], в которой изложил свое
представление о духоборческом учении.
В рукописи Хилков постарался каждый догмат, каждое положение
вероисповедания, извлеченного им из литературы о секте, обосновать
ссылками на Св. Писание и тем самым доказать истинность духоборческого
учения. Однако изложенные духоборческие догматы были как бы очищены
от неясностей, усилены, из них было взято только то, что созвучно
представлениям самого Хилкова. Это, скорее, учение Хилкова, а не духо-
рцев. Если же вчитаться еще внимательней, то обнаруживается целый ряд
положений, вовсе не свойственных духоборчеству. Например: «Все, что не
сотворено людьми, не может принадлежать отдельным людям: земля, вода,
деревья, трава, хлеб,- принадлежат Богу, то есть всему роду человеческому, в
котором он пребывает» [3]. Ничего подобного у духоборцев не было ни в
учении, ни в жизни. Хилков там же пишет, что платить подати – значит
способствовать усилению власти, которая всегда враждебна учению Христа,