Previous Page  3 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 23 Next Page
Page Background

3

О канадских «сынах свободы» или «свободниках» в России мало кто знает. Две статьи с

упоминанием о них, появившиеся последние годы в российских газетах

1

- вот, пожалуй, и всѐ, что

широкий читатель мог прочитать на эту тему. В научной литературе какая-либо информация о

свободниках вообще отсутствует, хотя в Канаде о них написаны многочисленные научные труды,

а статьи и заметки об их антиобщественной деятельности не сходили со страниц газет, временами

заполняя целые полосы. Свободники почти сто лет держали в напряжении канадское общество,

устраивая поджоги школ, частных домов, предприятий, взрывы железнодорожных полотен и

линий электропередач, эпатируя респектабельную публику обнажением в публичных местах и

«голыми парадами» по дорогам Канады.

Свободничество, представляющее собой социально-религиозное экстремистское течение,

вызрело в недрах той части секты духоборцев, получившей название «постников», которая, заявив

о своѐм пацифизме, в 1895 г. сожгла в Закавказье оружие и в результате репрессий правительства

была вынуждена переселиться в Канаду. Парадокс заключался в том, что идеология сынов

свободы, как и остальных духоборцев-постников, была основана на высоких идеалах ненасилия.

Более того, социально-этическая сторона учения духоборцев-постников (не участие в насилии и

эксплуатации, вегетарианство, отказ от роскоши, коммунальное устройство жизни), принятого

ими в 1893-94 гг., сформировалась под сильным влиянием идей Л.Н. Толстого и при

непосредственной пропаганде этих идей среди духоборцев «толстовцами»: Д.А. Хилковым, А.М.

Бодянским, С.Т. Прокопенко, Н. Дудченко, проживавшими с 1892 г. в Закавказье

2

. Они не только

вели беседы, распространяли книги издательства Л.Н. Толстого – В.Г. Черткова «Посредник», но

Хилков с Бодянским, используя традиционную форму духоборческих псалмов, составляли

катехизисы «нового», тогда ещѐ даже не принятого постниками учения. Их пропагандистская

деятельность увенчалась успехом только потому, что многие идеи Л.Н. Толстого были приняты

вождѐм духоборцев-постников Петром Васильевичем Веригиным, находившимся с 1887 г. в

административной ссылке на Севере страны, но через связных поддерживавшего постоянный

контакт со своими сторонниками. Усилиями толстовцев обычная в сектах борьба за власть

превратилась в социально-религиозное движение, доставившее немало проблем властям всех

уровней.

1

Московский комсомолец. 1999, 23 июля; Время-MN. 2001, 17 апреля.

2

Д Хилков, Н. Дудченко, С. Прокопенко проживали в духоборческом селе Башкичет. Более

подробно см.: Иникова С.А. Роль «толстовства» и толстовцев в движении кавказских духоборцев

1890-х годов. // Духовное наследие Л.Н. Толстого и современность. XXVI Международные

толстовские чтения. Тула, 2000. Ч. II.