6
нравственно насиловать, как духоборы… Лев Николаевич не знает, что духоборы в высшей
степени собственники и иными никогда не были»
12
.
Письмо Толстого было опубликовано в Англии в «Листках Свободного слова» ближайшим
другом Льва Николаевича и активным участником кампании в защиту духоборцев (за это и
высланного в Англию) и по организации их переселения – В.Г. Чертковым. «Листки» в большом
количестве рассылались по духоборческим сѐлам. Письмо неоднократно выходило отдельными
малоформатными изданиями. Оно стало широко известно среди духоборцев, которые хорошо
знали, какую огромную помощь оказывал им Толстой ещѐ на Кавказе и во время переселения в
Канаду, и считали его своим другом. Это письмо и ныне известно среди современных канадских
духоборцев, прежде всего – свободников.
Распространению этого письма способствовало и то, что среди духоборцев бытовало
мнение, будто бы между «Петюшкой» (П.В. Веригиным) и Толстым существует какая-то особая
невидимая связь, и Толстой проповедует то, чему он научился от Веригина. Ведь и Петюшка
советовал им жить в Канаде общиной, правда, по вопросу об отношении к собственности на землю
он ничего не передавал. В Закавказье духоборцы жили на государственной земле, и вопрос о
нравственных аспектах частной собственности на землю никогда не стоял. Когда духоборцы
собирались выезжать из России и подыскивали место, они вполне допускали покупку земли. Один
из уважаемых «старичков» Никола Зибаров писал Артуру Синджону: «Что же касается того,
желаем ли мы арендовать или купить [землю – примеч. С.И.], то для нас хорошо было бы иметь в
виду и то, и другое, то есть и аренду, и такие земли, которые можно было бы купить. Самое же
удобное для нас было бы поселиться в Америке на государственных землях, если это возможно»
13
.
Скорее всего, духоборцы нашли бы какое-нибудь компромиссное решение по земельному
вопросу или потянули бы время и дождались приезда в Канаду Петра Веригина, срок ссылки
которого заканчивался летом 1902 г. Значительно острее они отреагировали на требование
правительства об обязательной регистрации браков и предоставлении властям сведений о
количестве родившихся и умерших. Духоборцы расценили его как вмешательство правительства в
дела их общества. Они ехали в свободную страну, чтобы жить по своим законам, а тут вместо
российского закона, от которого можно было откупиться, непреодолимой стеной встал канадский
закон, обойти который оказалось невозможно. Духоборцы были растеряны, напуганы, глубоко
возмущены.
А.М. Бодянский решил использовать сложившуюся ситуацию и придать их назревающей
борьбе за независимость, теперь уже от канадского государства, христианскую направленность в
толстовском духе. Позже, в письме к Л.Н. Толстому он писал: «Стало быть, признавая
правительство Канады даже лучшим из правительств, надо было ожидать от него старанья сделать
из нас канадцев, преданных интересам нового отечества, но никак не помощи и сочувствия в том,
чтобы нам сделаться возможно лучшими сынами человечества. И я нашѐл необходимым оградить
духоборцев от нежелательных результатов подобного старания правительства. Что надо было
предпринять для этого? Мне казалось, что надо было, во-первых, убедить духоборцев, что для
цели достижения лучшей жизни нельзя присоединяться к какому бы то ни было национальному
государственному стаду, и, во-вторых, стать с ними в такое положение, при котором мы
действительно не принадлежали ни к какому государственному стаду… Наступил момент, когда
надо было или вовсе отказаться от всякого стремления к лучшей жизни, или [в] прямых видах
осуществления этой жизни выразить открыто стремление к ней. И я воспользовался этим
моментом и выступил на новую сцену с тем большею смелостью, что Ваше письмо к духоборцам,
в котором Вы советуете им не быть собственниками, и издание и рассылка этого письма
Чертковым, заставляли меня думать, что я найду поддержку в новом деле»
14
.
Под впечатлением от письма Толстого Бодянский от имени духоборцев написал заявление
канадским властям, которое подписали 22 старичка, и в июне 1900 г. духоборцы подали его
12
ГМИР. Ф.14. Оп. 3. Д. 2109. Прокопенко С. Письмо В.М. Величкиной и В.Д. Бонч-Бруевичу от 1
мая 1900 г.
13
ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 345. Зибаров Н.С. Письмо А.К. Синджону от 20 апреля 1898 г.
14
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 1329. Л. 2. Бодянский А.М. Письмо Л.Н. Толстому от 10 апреля 1901 г.