11
нас научаете», - писал Махортов в другом письме
26
. Интерес полиции к А.К. Чертковой возник
не случайно. Специально для духоборцев она составила, а во второй половине 1900 г.
издательство “Свободное слово” выпустило «Практический учебник английского языка,
предназначенный для русских поселенцев в Америке»
27
, в котором были представлены наиболее
необходимые духоборцам, на взгляд автора, темы. Этот учебник был нацелен на то, чтобы
духоборцы могли пропагандировать свои взгляды среди канадского населения. Туда были
включены фразы типа: «Все правительства основаны на насилии»; «они поддерживаются
войсками, судами, тюрьмами и полицией»; «мы можем исполнять только то, что не противно
совести нашей». На вопрос о записи браков, разводов и смертей духоборцы должны были
отвечать: «мы охотно будем отвечать точно, когда нас спрашивают, но мы ничего обещать не
можем»; «обещание связывает совесть и поступки человека»; «даже в маленьких вещах мы хотим
быть свободны»; «любовь братская выше любви плотской»; «мы не ищем утехи в браке». Далее
говорилось о школе, социальной несправедливости, собственности на землю: «мы не против школ,
но мы не сочувствуем принудительному обучению»; «много вредных и глупых книжек на свете»;
«если бы все люди считали своим долгом работать, то не было бы столько голодных бедняков на
свете»; «мы считаем, что частной земельной собственности не должно быть»; «тот владеет землѐй,
кто на ней сейчас работает»; «о земельном вопросе полезно прочесть сочинения двух писателей:
американца Генри Джорджа и нашего русского – Льва Толстого». Этим учебником Чертковы
снабжали духоборцев на протяжении нескольких лет и, безусловно, способствовали пропаганде
толстовства среди духоборцев и становлению свободничества.
Итак, в 1900 г. свободники имели уже совершенно сформированную и принятую доктрину.
И некоторые из них приступили к проведению в жизнь новых идей. Их деятельность началась с
опрощения: они отпустили бороды, чтобы быть естественней, в то время как среди духоборцев
традиционно было принято их брить; сменили старинную яркую, вышитую духоборческую
одежду на самую обычную. Такая перемена была сразу замечена всеми, но остальные духоборцы
отнеслись к ней очень неодобрительно
28
.
Увеличению числа последователей нового учения способствовала публикация в Англии в
1901 г. Чертковым и Бонч-Бруевичем писем П.В. Веригина, среди которых было и письмо к Т.
Изюмченко от 4 января 1896 г. Теперь оно стало достоянием не узкого круга людей, а всего
общества. Духоборцы считали своим долгом приобрести это «новое Евангелие», и «Письма…»
посылками шли в Канаду. Свободник Н. Новокшонов, чей отец – Кузьма Новокшонов – был в
числе первых сынов свободы, подтверждал, что свободники «читали эти письма, как они читали
другие подобные материалы, тщательно разбирались в них и поступали по них, хотя и не без
ошибок»
29
. Публикация писем Веригина стимулировала движение, дала толчок к переходу от
общих рассуждений к действиям.
Между тем напряжѐнность в отношениях духоборцев с правительством нарастала.
Канадское правительство было в растерянности, как, впрочем, и английские, и американские
квакеры, помогавшие при переселении духоборцев и уверявшие всех в законопослушности новых
поселенцев. Сами духоборцы тоже оказались в очень сложном положении. Они не знали, что
делать: оставаться ли в Канаде или искать новые места, и метались, не в силах что-либо решить.
Английский последователь Толстого Алмер Моод, помогавший духоборцам при
переселении в Канаду, по просьбе канадского правительства
30
обратился к ним с письмом,
убеждая, что принятие земли не противоречит закону Божьему, так как они могут работать на ней
26
Там же. Махортов А. М. Письмо Чертковым от 14 мая 1902 г
27
Единственный обнаруженный нами экземпляр этого учебника хранится в Специальной
коллекции библиотеки Университета Британской Колумбии (Канада). SPEC: PE 1129 S4 C44
1900a.
28
ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 681. Л. 3. А.С. Попов. Письмо В.Д. Бонч-Бруевичу от 1 октября 1901 г.
29
Архив автора. Симпозиум. Краткий обзор 7 сессии. С. 10.
30
О том, что канадское правительство обратилось к Мооду с просьбой о посредничестве
свидетельствует записка «Духоборы в Канаде», составленная в Российском генконсульстве Н.
Стремоуховым 3 мая 1901 г. АВПРИ. Ф. 155. Оп. 359. 1900. Д. 81. Л. 397.