Previous Page  11 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 23 Next Page
Page Background

11

нас научаете», - писал Махортов в другом письме

26

. Интерес полиции к А.К. Чертковой возник

не случайно. Специально для духоборцев она составила, а во второй половине 1900 г.

издательство “Свободное слово” выпустило «Практический учебник английского языка,

предназначенный для русских поселенцев в Америке»

27

, в котором были представлены наиболее

необходимые духоборцам, на взгляд автора, темы. Этот учебник был нацелен на то, чтобы

духоборцы могли пропагандировать свои взгляды среди канадского населения. Туда были

включены фразы типа: «Все правительства основаны на насилии»; «они поддерживаются

войсками, судами, тюрьмами и полицией»; «мы можем исполнять только то, что не противно

совести нашей». На вопрос о записи браков, разводов и смертей духоборцы должны были

отвечать: «мы охотно будем отвечать точно, когда нас спрашивают, но мы ничего обещать не

можем»; «обещание связывает совесть и поступки человека»; «даже в маленьких вещах мы хотим

быть свободны»; «любовь братская выше любви плотской»; «мы не ищем утехи в браке». Далее

говорилось о школе, социальной несправедливости, собственности на землю: «мы не против школ,

но мы не сочувствуем принудительному обучению»; «много вредных и глупых книжек на свете»;

«если бы все люди считали своим долгом работать, то не было бы столько голодных бедняков на

свете»; «мы считаем, что частной земельной собственности не должно быть»; «тот владеет землѐй,

кто на ней сейчас работает»; «о земельном вопросе полезно прочесть сочинения двух писателей:

американца Генри Джорджа и нашего русского – Льва Толстого». Этим учебником Чертковы

снабжали духоборцев на протяжении нескольких лет и, безусловно, способствовали пропаганде

толстовства среди духоборцев и становлению свободничества.

Итак, в 1900 г. свободники имели уже совершенно сформированную и принятую доктрину.

И некоторые из них приступили к проведению в жизнь новых идей. Их деятельность началась с

опрощения: они отпустили бороды, чтобы быть естественней, в то время как среди духоборцев

традиционно было принято их брить; сменили старинную яркую, вышитую духоборческую

одежду на самую обычную. Такая перемена была сразу замечена всеми, но остальные духоборцы

отнеслись к ней очень неодобрительно

28

.

Увеличению числа последователей нового учения способствовала публикация в Англии в

1901 г. Чертковым и Бонч-Бруевичем писем П.В. Веригина, среди которых было и письмо к Т.

Изюмченко от 4 января 1896 г. Теперь оно стало достоянием не узкого круга людей, а всего

общества. Духоборцы считали своим долгом приобрести это «новое Евангелие», и «Письма…»

посылками шли в Канаду. Свободник Н. Новокшонов, чей отец – Кузьма Новокшонов – был в

числе первых сынов свободы, подтверждал, что свободники «читали эти письма, как они читали

другие подобные материалы, тщательно разбирались в них и поступали по них, хотя и не без

ошибок»

29

. Публикация писем Веригина стимулировала движение, дала толчок к переходу от

общих рассуждений к действиям.

Между тем напряжѐнность в отношениях духоборцев с правительством нарастала.

Канадское правительство было в растерянности, как, впрочем, и английские, и американские

квакеры, помогавшие при переселении духоборцев и уверявшие всех в законопослушности новых

поселенцев. Сами духоборцы тоже оказались в очень сложном положении. Они не знали, что

делать: оставаться ли в Канаде или искать новые места, и метались, не в силах что-либо решить.

Английский последователь Толстого Алмер Моод, помогавший духоборцам при

переселении в Канаду, по просьбе канадского правительства

30

обратился к ним с письмом,

убеждая, что принятие земли не противоречит закону Божьему, так как они могут работать на ней

26

Там же. Махортов А. М. Письмо Чертковым от 14 мая 1902 г

27

Единственный обнаруженный нами экземпляр этого учебника хранится в Специальной

коллекции библиотеки Университета Британской Колумбии (Канада). SPEC: PE 1129 S4 C44

1900a.

28

ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 681. Л. 3. А.С. Попов. Письмо В.Д. Бонч-Бруевичу от 1 октября 1901 г.

29

Архив автора. Симпозиум. Краткий обзор 7 сессии. С. 10.

30

О том, что канадское правительство обратилось к Мооду с просьбой о посредничестве

свидетельствует записка «Духоборы в Канаде», составленная в Российском генконсульстве Н.

Стремоуховым 3 мая 1901 г. АВПРИ. Ф. 155. Оп. 359. 1900. Д. 81. Л. 397.