Previous Page  12 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 23 Next Page
Page Background

12

совместно. Он постарался также объяснить, для чего от них требуют записи в метрические

книги

31

. Это письмо поколебало позицию части духоборцев, и мнения разделились. Однако А.М.

Бодянский и его ближайшее духоборческое окружение продолжали упорно отстаивать заявленные

три пункта. Возможно, Мооду, хорошо известному в духоборческой среде и пользовавшемуся

авторитетом, удалось бы склонить духоборцев к соглашению с правительством, но Бодянский за

своей подписью и подписью ближайшего соратника - Фѐдора Дутова, написал Мооду очень резкое

письмо-отповедь

32

. Оно было распространено по всем сѐлам как результат коллективного

творчества уполномоченных старичков. Копия письма была отправлена правительству Канады. 14

октября 1900 г. в северной колонии в Каменке (северо-восточный Саскачеван), где проживал

Бодянский, а также другие толстовцы и штундисты

33

, собрались делегаты от духоборцев, чтобы

ещѐ раз обсудить требования властей. Ответ духоборцев, судя по стилю и сильному социальному

звучанию, был подготовлен всѐ тем же Бодянским. От имени общины он заявил, что

собственником земли они признают только Бога и земельная собственность является причиной

социальной несправедливости, когда те, кто не работает на земле, владеют ею

34

.

В феврале 1901 г. уполномоченные от духоборцев южных колоний обратились к

правительству и ко всем народам с воззванием, в котором выразили желание покинуть Канаду.

Они просили позволения канадского правительства находиться в стране до тех пор, пока они не

найдут для себя новое пристанище. Духоборцы изъявляли желание поселиться на государственной

земле и платить за неѐ ренту. В то же время они заявляли, что никаких налогов на

государственные потребности платить не будут, что отказываются от всех гражданских прав и

обязанностей и согласны на то, чтобы их браки и дети от этих браков считались незаконными.

Выражая готовность давать общие цифры по статистике, они категорически отказывались

систематически собирать еѐ. Духоборцы обратились к правительствам американских стран и

Турции с объяснением своего вероучения и просьбой принять их

35

.

Л.Н. Толстой знал о том, что происходило в среде канадских духоборцев. Об этом ему

писали толстовцы и сами сектанты. Интересно, что Толстой высказался против такого крайнего

подхода к вопросу о земле и о записях в полицейские книги. 17 января 1902 г. он писал Петру

Веригину в Обдорск, что ему «очень не нравится их отказ от принятия земли в личную

собственность», так как они в более важных вопросах «отступают от требований христианской

жизни», а тут из-за номинального признания собственности на землю «расстраивают свою жизнь».

Это же касается и их отказа от записи браков и рождений

36

. В другом письме, к Черткову, от 19-22

апреля того же года Толстой отметил, что «тут собственность не отрицается, а отрицается только

частная внеобщинная собственность, и я думаю, что это неважно и из-за этого не стоит ссориться

с правительством и давать оружие против себя врагам и нарушать свою жизнь, причѐм придѐтся

сделать гораздо большие компромиссы, чем этот: идти в заработки на вредную работу или

пользоваться чужими деньгами, приобретѐнными дурно. Тоже и с отказом от давания сведений.

Разумеется, вы правы, что не нам судить, но, прикидывая на себя, я бы не делал этого»

37

.

В феврале 1902 г. правительство объявило, что выделенные духоборцам и до сих пор не

записанные за ними земли с 1 мая будут считаться свободными, но потом продлило срок

пользования ещѐ на шесть месяцев. Видимо, канадские власти были осведомлены, что 29 июля

истекает срок ссылки П. В. Веригина, и надеялись, что с его приездом так или иначе удастся

уладить этот вопрос. Некоторые духоборцы, правда, таких ещѐ было немного (в феврале 1902 г.

31

ГМИР. Ф.2. Оп.7. Д. 772. Л. 5об. Моод А. Письмо канадским духоборцам от 20 августа 1900 г.

32

Там же. Д. 272. Бодянский А.М., Дутов Ф. Письмо А. Мооду от 20 сентября 1900 г.

33

Это были штундисты из Сумского уезда Харьковской губернии, среди которых в конце 1880-х –

начале 90-х вели пропаганду Д.А. Хилков и А.М. Бодянский и которым они же помогли

эмигрировать в Канаду.

34

Бодянский А.М. Духоборцы. Сборник рассказов, писем, документов и статей по религиозным

вопросам. Харьков, 1908. Вып. 2. С. 97.

35

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2102. Потапов В.. Письмо А. М. Бодянскому от 13 октября 1902 г.

36

Л. Н. Толстой. П. В. Веригин. Переписка. Оттава, 1995. С. 48.

37

Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1957. Т. 88. С. 261.