9
Бодянский был в основном согласен. Бодянский оформил их соответствующей фразеологией и
добавил собственные представления об истинной христианской жизни. В 1901 г., уже после того
как Бодянский уехал из Канады», катехизис был издан им в Женеве в виде малоформатной
книжки под названием «Книга жизни христианской или ответная речь верующего о делах
житейских». Экземпляр еѐ был обнаружен в Музее истории религии в Петербурге
21
.
В этой книге изложена, по сути, вся свободническая доктрина, а те, кто участвовал в его
создании, стали лидерами движения свободников. «Книга жизни…» открывается вопросом, с
которого начинается известный духоборческий псалом: «Что ты за человек?» В оригинале
следовал ответ: «Я человек Божий». Здесь же сразу выявлялась новое понимание жизни и себя в
ней: «Человек простой». Далее говорилось, что истина заключается в словах Иисуса Христа:
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный», а чтобы быть совершенным, надо
жить как Иисус, то есть по закону Божьему. Познать закон Божий можно «голосом Божьим в
человеческом чувстве» и «голосом Божьим в человеческом разумении». В духоборческом учении
большая роль в познании воли Бога отводилась внутреннему откровению, но на деле волю Бога
изрекал вождь, а не каждый верующий. В соответствии с новым учением, каждый должен был
чувствовать в себе голос Божий. Суть закона Божьего – стремиться к духовному совершенству, а
для этого надо быть вольным, мудрым и кротким. Тут же раскрывалось, как надо понимать эти
качества. Обратим внимание на требования, после выполнения которых человек может считаться
вольным: «Не иметь над собой никакого царя и начальника земного, а иметь в себе царѐм Бога, не
властвовать над людьми и не подчиняться людям раболепно, не клясться и не присягать, не
должать и не обязываться, не нанимать и не наниматься, не быть собственником, не вступать в
брачный союз, не угождать плоти, не иметь отечества, ни рода, ни племени, но признавать
родными всех людей, не быть исполнителем законов человеческих, но быть во всѐм служителем
своей чистой совести – это значит быть вольным». Исполнение законов человеческих – это
отрицание законов Божьих. Формулировки, как мы видим, очень жесткие, бескомпромиссные.
Как известно, у духоборцев не было поста. Однако Бодянский включил в книгу раздел «О
посте», утверждая, что постом достигается «власть духа над плотью». В разделе «Об учении» он
утверждал, что человеку нужна простая грамота, чтобы общаться с людьми. Необходимо учиться
ремѐслам, которые «потребны для простой жизни». А вот без науки обойтись можно, так как
научные, искусственные знания приносят пользы мало, а вреда много. «Жизнь идѐт и всѐ, что ей
нужно, сама найдѐт. И только то нужно для жизни, что сама она для себя добывает простым
способом – жизненным опытом, а всѐ искусственно добытое вредит еѐ простоте и прямоте хода к
совершенству». Человек должен трудиться, но бескорыстно и только для удовлетворения
потребностей простой и праведной жизни. Труд, которым удовлетворяются прихоти, в основе
которого лежит жадность, – порочен. Питаться человек должен «тем, что предназначено Богом
для питания его плоти: фруктами, кореньями, зеленью и семенами, пищей растительной,
воздерживаясь от употребления пищи животной». Причѐм употребление кожи и жиров животных
приравнивалось к употреблению мяса. Однако допускалось использование труда животных при
условии вознаграждения их кормом и уходом, но тут же делалась оговорка: «кому совесть
позволит». Излишних домашних животных предлагалось выпускать на волю: «не будешь
неволить – не будешь кормить». И пища должна приготовляться так: «меньше будет
приготовления – больше будет простоты». Такой же простой должна быть одежда: чтобы она
только защищала тело от непогоды. Она должна быть самодельная, без украшений, «и мужчине, и
женщине одеждой поменьше различаться». Постоянное место жительства должно быть только у
семейных, а «одинокому незачем свою свободу сокращать и к одному месту себя прикреплять».
Жить праведным христианам, ищущим простой жизни, полагалось «в тѐплых и умеренных»
странах, «благословенных плодами земными».
Очень интересен раздел о собственности и деньгах. Понятие «собственность» определялось
как «доказательство победы плоти над человеческим духом». Признание собственности на землю
объявлялось «грехом безумия». Собственность и деньги, говорилось в «Книге жизни…», – это
порождение дьявола. «Нельзя достигнуть совершенства жизни, не отказавшись прежде от
21
ГМИР. Ф. 14. Оп. 2. Д. 279.