Previous Page  9 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 23 Next Page
Page Background

9

Бодянский был в основном согласен. Бодянский оформил их соответствующей фразеологией и

добавил собственные представления об истинной христианской жизни. В 1901 г., уже после того

как Бодянский уехал из Канады», катехизис был издан им в Женеве в виде малоформатной

книжки под названием «Книга жизни христианской или ответная речь верующего о делах

житейских». Экземпляр еѐ был обнаружен в Музее истории религии в Петербурге

21

.

В этой книге изложена, по сути, вся свободническая доктрина, а те, кто участвовал в его

создании, стали лидерами движения свободников. «Книга жизни…» открывается вопросом, с

которого начинается известный духоборческий псалом: «Что ты за человек?» В оригинале

следовал ответ: «Я человек Божий». Здесь же сразу выявлялась новое понимание жизни и себя в

ней: «Человек простой». Далее говорилось, что истина заключается в словах Иисуса Христа:

«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный», а чтобы быть совершенным, надо

жить как Иисус, то есть по закону Божьему. Познать закон Божий можно «голосом Божьим в

человеческом чувстве» и «голосом Божьим в человеческом разумении». В духоборческом учении

большая роль в познании воли Бога отводилась внутреннему откровению, но на деле волю Бога

изрекал вождь, а не каждый верующий. В соответствии с новым учением, каждый должен был

чувствовать в себе голос Божий. Суть закона Божьего – стремиться к духовному совершенству, а

для этого надо быть вольным, мудрым и кротким. Тут же раскрывалось, как надо понимать эти

качества. Обратим внимание на требования, после выполнения которых человек может считаться

вольным: «Не иметь над собой никакого царя и начальника земного, а иметь в себе царѐм Бога, не

властвовать над людьми и не подчиняться людям раболепно, не клясться и не присягать, не

должать и не обязываться, не нанимать и не наниматься, не быть собственником, не вступать в

брачный союз, не угождать плоти, не иметь отечества, ни рода, ни племени, но признавать

родными всех людей, не быть исполнителем законов человеческих, но быть во всѐм служителем

своей чистой совести – это значит быть вольным». Исполнение законов человеческих – это

отрицание законов Божьих. Формулировки, как мы видим, очень жесткие, бескомпромиссные.

Как известно, у духоборцев не было поста. Однако Бодянский включил в книгу раздел «О

посте», утверждая, что постом достигается «власть духа над плотью». В разделе «Об учении» он

утверждал, что человеку нужна простая грамота, чтобы общаться с людьми. Необходимо учиться

ремѐслам, которые «потребны для простой жизни». А вот без науки обойтись можно, так как

научные, искусственные знания приносят пользы мало, а вреда много. «Жизнь идѐт и всѐ, что ей

нужно, сама найдѐт. И только то нужно для жизни, что сама она для себя добывает простым

способом – жизненным опытом, а всѐ искусственно добытое вредит еѐ простоте и прямоте хода к

совершенству». Человек должен трудиться, но бескорыстно и только для удовлетворения

потребностей простой и праведной жизни. Труд, которым удовлетворяются прихоти, в основе

которого лежит жадность, – порочен. Питаться человек должен «тем, что предназначено Богом

для питания его плоти: фруктами, кореньями, зеленью и семенами, пищей растительной,

воздерживаясь от употребления пищи животной». Причѐм употребление кожи и жиров животных

приравнивалось к употреблению мяса. Однако допускалось использование труда животных при

условии вознаграждения их кормом и уходом, но тут же делалась оговорка: «кому совесть

позволит». Излишних домашних животных предлагалось выпускать на волю: «не будешь

неволить – не будешь кормить». И пища должна приготовляться так: «меньше будет

приготовления – больше будет простоты». Такой же простой должна быть одежда: чтобы она

только защищала тело от непогоды. Она должна быть самодельная, без украшений, «и мужчине, и

женщине одеждой поменьше различаться». Постоянное место жительства должно быть только у

семейных, а «одинокому незачем свою свободу сокращать и к одному месту себя прикреплять».

Жить праведным христианам, ищущим простой жизни, полагалось «в тѐплых и умеренных»

странах, «благословенных плодами земными».

Очень интересен раздел о собственности и деньгах. Понятие «собственность» определялось

как «доказательство победы плоти над человеческим духом». Признание собственности на землю

объявлялось «грехом безумия». Собственность и деньги, говорилось в «Книге жизни…», – это

порождение дьявола. «Нельзя достигнуть совершенства жизни, не отказавшись прежде от

21

ГМИР. Ф. 14. Оп. 2. Д. 279.