Previous Page  5 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 23 Next Page
Page Background

5

духовной, в примерах доброй жизни, в проповеди живой на деле»

8

. В сентябре 1899 г.

Бодянский, которому было суждено сыграть важную роль в судьбе духоборцев, был принят в

Христианскую общину всемирного братства, созданную духоборцами-постниками ещѐ в 1896 г.

по совету П. Веригина.

В первые же годы в Канаде Христианская община дала трещину. Канада открывала

перспективы быстрого обогащения для людей предприимчивых и трудолюбивых, какими и были

духоборцы. По канадским законам каждому мужчине с 18 лет полагался надел – гомстед -

размером в 160 акров, который он должен был записать на себя. Вскоре после приезда власти

потребовали, чтобы новые поселенцы записали в собственность предоставленные земли. Им не

возбранялось после этого объединить свои гомстеды и жить сѐлами, совместно обрабатывать

землю, но формально каждый участок должен был иметь своего хозяина, а значит, в любой

момент собственник гомстеда мог выйти из общины. Эта возможность таила большую опасность

для секты. В духоборческой среде начались шатания и сомнения. Складывавшаяся ситуация была

тем более опасна, что в секте, освобождѐнной в Канаде от воинской повинности, исчез мощный

объединяющий фактор – борьба с правительством против воинской повинности.

Бодянский видел, что для «всебратьев», как он часто называл духоборцев в письмах,

оказалось труднее устоять перед соблазном материального благополучия, чем перед царскими

тюрьмами и казачьими нагайками, что «дух нравственного разложения очень быстро завладевает»

ими, что в них проснулся «зверь плоти», который ранее был придавлен религиозными гонениями

и «слепым чувством стадного движения по стопам своих руководителей»

9

. Надежды Толстого и

толстовцев на создание духоборцами Царства Правды и Любви грозили полностью рухнуть. И

толстовцы, и часть духоборцев, принимавших активное участие в движении, сразу увидели угрозу

быстрого превращения недавних бунтарей в законопослушных канадцев. И те, и другие были

заинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать этому процессу.

Ещѐ будучи в Канаде, Хилков неоднократно писал Толстому, что духоборцы собираются

разделить собранные для них деньги и жить раздельно. Уповая на авторитет Толстого, он

обращался к нему с просьбой посоветовать духоборцам жить общиной

10

. Сообщения о

частнособственнических настроениях поступали и от других живших среди духоборцев

интеллигентных друзей-помощников. Под впечатлением этих писем и рассказов 15 февраля 1900

г. Л.Н. Толстой написал духоборцам письмо, в котором упрекал их в накоплении имущества и в

забвении своих принципов. «Ведь это только нам так кажется, что можно быть христианином и

иметь собственность и удержать еѐ от других людей, - писал он, - но это невозможно. Стоит

людям признать это – и от христианства очень скоро не останется ничего, кроме слов, и, к

сожалению, не искренних и лицемерных слов… Сначала кажется, что между отрицанием насилия,

отказом от воинской службы и признанием собственности нет никакой связи… Но это неправда.

Ведь собственность значит то, что то, что я считаю своим, я не только не дам всякому, кто захочет

взять это моѐ, но и буду защищать это от него. Защищать же от другого то, что считаешь своим,

нельзя иначе, как насилием, т.е. в случае нужды, борьбою, дракою, даже убийством. Христианское

учение нельзя брать кусочками: или всѐ или ничего. Оно всѐ неразрывно связано в одно целое.

Если человек признаѐт себя сыном Божьим, то из этого признания вытекает любовь к ближнему, а

из любви к ближнему одинаково следует и отрицание насилия, и присяги, и службы, и

собственности… Человеку не нужно себя обеспечивать, как и сказал Христос. Он обеспечен раз

навсегда Богом: так же, как обеспечены птицы небесные и цветы полевые»

11

.

Проживавший с духоборцами С. Прокопенко с горечью писал: «Я читал письмо Льва

Николаевича к духоборам и вижу, что он плохо знает, какого они духа. Во-первых, он не знает,

что это в высшей степени сектантство, а во-вторых, не знает, что в среде духоборов насилия более

даже, чем у русских властей. Я говорю более, потому что никакие власти не могут так

8

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61. Л. 2. А.М. Бодянский. Письмо А.К. Чертковой от ноября 1899 г.

9

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61. Л. 2.

10

Толстой Л. Н. Указ. соч. 1933. Т. 72. С. 24, 25. Примеч. к письму № 8.

11

Письма Л. Н. Толстого к духоборцам. Берлин, 1902. С. 38-39.