5
духовной, в примерах доброй жизни, в проповеди живой на деле»
8
. В сентябре 1899 г.
Бодянский, которому было суждено сыграть важную роль в судьбе духоборцев, был принят в
Христианскую общину всемирного братства, созданную духоборцами-постниками ещѐ в 1896 г.
по совету П. Веригина.
В первые же годы в Канаде Христианская община дала трещину. Канада открывала
перспективы быстрого обогащения для людей предприимчивых и трудолюбивых, какими и были
духоборцы. По канадским законам каждому мужчине с 18 лет полагался надел – гомстед -
размером в 160 акров, который он должен был записать на себя. Вскоре после приезда власти
потребовали, чтобы новые поселенцы записали в собственность предоставленные земли. Им не
возбранялось после этого объединить свои гомстеды и жить сѐлами, совместно обрабатывать
землю, но формально каждый участок должен был иметь своего хозяина, а значит, в любой
момент собственник гомстеда мог выйти из общины. Эта возможность таила большую опасность
для секты. В духоборческой среде начались шатания и сомнения. Складывавшаяся ситуация была
тем более опасна, что в секте, освобождѐнной в Канаде от воинской повинности, исчез мощный
объединяющий фактор – борьба с правительством против воинской повинности.
Бодянский видел, что для «всебратьев», как он часто называл духоборцев в письмах,
оказалось труднее устоять перед соблазном материального благополучия, чем перед царскими
тюрьмами и казачьими нагайками, что «дух нравственного разложения очень быстро завладевает»
ими, что в них проснулся «зверь плоти», который ранее был придавлен религиозными гонениями
и «слепым чувством стадного движения по стопам своих руководителей»
9
. Надежды Толстого и
толстовцев на создание духоборцами Царства Правды и Любви грозили полностью рухнуть. И
толстовцы, и часть духоборцев, принимавших активное участие в движении, сразу увидели угрозу
быстрого превращения недавних бунтарей в законопослушных канадцев. И те, и другие были
заинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать этому процессу.
Ещѐ будучи в Канаде, Хилков неоднократно писал Толстому, что духоборцы собираются
разделить собранные для них деньги и жить раздельно. Уповая на авторитет Толстого, он
обращался к нему с просьбой посоветовать духоборцам жить общиной
10
. Сообщения о
частнособственнических настроениях поступали и от других живших среди духоборцев
интеллигентных друзей-помощников. Под впечатлением этих писем и рассказов 15 февраля 1900
г. Л.Н. Толстой написал духоборцам письмо, в котором упрекал их в накоплении имущества и в
забвении своих принципов. «Ведь это только нам так кажется, что можно быть христианином и
иметь собственность и удержать еѐ от других людей, - писал он, - но это невозможно. Стоит
людям признать это – и от христианства очень скоро не останется ничего, кроме слов, и, к
сожалению, не искренних и лицемерных слов… Сначала кажется, что между отрицанием насилия,
отказом от воинской службы и признанием собственности нет никакой связи… Но это неправда.
Ведь собственность значит то, что то, что я считаю своим, я не только не дам всякому, кто захочет
взять это моѐ, но и буду защищать это от него. Защищать же от другого то, что считаешь своим,
нельзя иначе, как насилием, т.е. в случае нужды, борьбою, дракою, даже убийством. Христианское
учение нельзя брать кусочками: или всѐ или ничего. Оно всѐ неразрывно связано в одно целое.
Если человек признаѐт себя сыном Божьим, то из этого признания вытекает любовь к ближнему, а
из любви к ближнему одинаково следует и отрицание насилия, и присяги, и службы, и
собственности… Человеку не нужно себя обеспечивать, как и сказал Христос. Он обеспечен раз
навсегда Богом: так же, как обеспечены птицы небесные и цветы полевые»
11
.
Проживавший с духоборцами С. Прокопенко с горечью писал: «Я читал письмо Льва
Николаевича к духоборам и вижу, что он плохо знает, какого они духа. Во-первых, он не знает,
что это в высшей степени сектантство, а во-вторых, не знает, что в среде духоборов насилия более
даже, чем у русских властей. Я говорю более, потому что никакие власти не могут так
8
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61. Л. 2. А.М. Бодянский. Письмо А.К. Чертковой от ноября 1899 г.
9
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 61. Л. 2.
10
Толстой Л. Н. Указ. соч. 1933. Т. 72. С. 24, 25. Примеч. к письму № 8.
11
Письма Л. Н. Толстого к духоборцам. Берлин, 1902. С. 38-39.