4
Ещѐ в молодости в 1855 г. Л.Н. Толстой высказал мысль о необходимости создания новой
религии, «очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее
блаженство, но дающей блаженство на земле». Он понимал, что осуществить еѐ будет трудно,
потребуется ни одно поколение, но «когда-нибудь фанатизм или разум» сделают это
3
- писал в
дневнике Толстой. Его друзья и последователи пошли дальше: они попытались использовать
учение Толстого в качестве того рычага, как писал И.М. Трегубов в 1889 г. Д.А. Хилкову, которым
можно «переворотить жизнь», то есть разрушить государство и церковь. Для этого надо
распространять учение среди рационалистических сект, в частности, духоборцев, молокан,
штундистов. В другом письме к толстовцу П.И. Бирюкову Трегубов подчѐркивал, что лучше всего
для этой цели подходят те сектанты, которые «отличаются необыкновенным самоотвержением,
доходящим до распятия себя на кресте»
4
, то есть, попросту говоря, фанатики.
Самоотверженностью глубоко верующих людей восхищался и А.М. Бодянский. Духоборцы, как
казалось толстовцам, полностью отвечали этим требованиям. Вся деятельность толстовцев с 1895
г. была сконцентрирована вокруг духоборцев-постников: толстовцы старались как можно шире
оповестить мир об их борьбе с милитаризмом, о гонениях со стороны правительства и страданиях
этих истинных христиан, оказывали им финансовую помощь, затем организовывали переселение в
Канаду и помогали устроиться на новом месте. Л.Н. Толстой не только был в курсе всех событий в
Духобории, но он был в центре кампании по оказанию помощи гонимым. Толстой неоднократно
высказывался в письмах и беседах, что «дело духоборцев» для него самое важное и поглощает его
всего
5
. Однако ни Толстой, ни его друзья не знали, что имеют дело не с рационалистической, а с
мистической сектой, для которой их вождь и есть воплощенный Сын Божий Христос, они не
представляли, какую огромную опасность таит в себе фанатизм и какие плоды могут дать
интеллигентские идеи, посеянные в среде необразованного, мистически настроенного народа.
Этим неожиданным плодом толстовских идей, часто превратно интерпретированных, посеянных
на духоборческой ниве, и стало движение свободников в Канаде.
Переселяя духоборцев-постников в Канаду, толстовцы видели свою задачу в том, чтобы
помочь им построить в свободной стране Царство Правды и Любви. Однако ещѐ во время
переселения близко общавшиеся с духоборцами и сопровождавшие их в пути толстовцы заметили,
что очень многие из их подопечных вовсе не рвутся жить коммуной, что среди постников
оказались и такие, кто продолжал есть мясо, пить и курить. Однако Толстого это не насторожило.
Он считал, что живые люди должны иметь тени, и, как он писал одному из своих английских
последователей - Артуру Синджону, помогавшему в переселении постников и заметившему в их
среде позорящие христиан пороки, духоборцам «очень полезно иметь таких друзей, как вы и
другие наши друзья. Вы служите им совестью, напоминающей им о их принципах, и с вашей
помощью они живее чувствуют свои ошибки»
6
.
Д.А. Хилков, приложивший столько усилий к раздуванию духоборческого движения на
Кавказе и, конечно же, лучше других представлявший истинную его суть, разочаровавшись в
духоборцах и окончательно поняв, что «ничего путного во всех отношениях из их поселения не
выйдет»
7
, в 1899 г. уехал из Канады, где он помогал им найти земли и устроиться. Его связи с
духоборцами фактически прекратились, хотя он продолжал интересоваться их жизнью. Но в том
же 1899 г. из ссылки в Прибалтийском крае в Канаду приехал друг Хилкова, хорошо известный
многим духоборцам ещѐ по Кавказу, А.М. Бодянский. Он считал себя последователем Л.Н.
Толстого, долгое время переписывался с ним, участвовал в нескольких толстовских колониях и
потратил на это всѐ своѐ большое состояние, побывал в нескольких административных ссылках за
пропаганду толстовства, был человеком, фанатично преданным идее и ради еѐ воплощения не
жалевшим ни себя, ни своих близких, ни друзей. Бодянский ехал в Канаду с целью взять на себя
роль идейного наставника духоборцев, как никогда, по его мнению, нуждавшихся «в пище
3
Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М. 1928-58. Т. 47. С. 38.
4
ГМИР. Ф. 13. Оп. 2 Д. 272.
5
Толстой Л.Н. Указ. соч. 1954. Т. 69. С. 71; 1957. Т. 88. С. 83, 85.
6
Толстой Л.Н. Указ. соч. 1853. Т. 72. С. 67.
7
ГМТ. БЛ. П. 117/23. Л. 2об. Хилков Д.А. Письмо Л.Н. Толстому от 29 декабря 1898 г.