Previous Page  4 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 23 Next Page
Page Background

4

Ещѐ в молодости в 1855 г. Л.Н. Толстой высказал мысль о необходимости создания новой

религии, «очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее

блаженство, но дающей блаженство на земле». Он понимал, что осуществить еѐ будет трудно,

потребуется ни одно поколение, но «когда-нибудь фанатизм или разум» сделают это

3

- писал в

дневнике Толстой. Его друзья и последователи пошли дальше: они попытались использовать

учение Толстого в качестве того рычага, как писал И.М. Трегубов в 1889 г. Д.А. Хилкову, которым

можно «переворотить жизнь», то есть разрушить государство и церковь. Для этого надо

распространять учение среди рационалистических сект, в частности, духоборцев, молокан,

штундистов. В другом письме к толстовцу П.И. Бирюкову Трегубов подчѐркивал, что лучше всего

для этой цели подходят те сектанты, которые «отличаются необыкновенным самоотвержением,

доходящим до распятия себя на кресте»

4

, то есть, попросту говоря, фанатики.

Самоотверженностью глубоко верующих людей восхищался и А.М. Бодянский. Духоборцы, как

казалось толстовцам, полностью отвечали этим требованиям. Вся деятельность толстовцев с 1895

г. была сконцентрирована вокруг духоборцев-постников: толстовцы старались как можно шире

оповестить мир об их борьбе с милитаризмом, о гонениях со стороны правительства и страданиях

этих истинных христиан, оказывали им финансовую помощь, затем организовывали переселение в

Канаду и помогали устроиться на новом месте. Л.Н. Толстой не только был в курсе всех событий в

Духобории, но он был в центре кампании по оказанию помощи гонимым. Толстой неоднократно

высказывался в письмах и беседах, что «дело духоборцев» для него самое важное и поглощает его

всего

5

. Однако ни Толстой, ни его друзья не знали, что имеют дело не с рационалистической, а с

мистической сектой, для которой их вождь и есть воплощенный Сын Божий Христос, они не

представляли, какую огромную опасность таит в себе фанатизм и какие плоды могут дать

интеллигентские идеи, посеянные в среде необразованного, мистически настроенного народа.

Этим неожиданным плодом толстовских идей, часто превратно интерпретированных, посеянных

на духоборческой ниве, и стало движение свободников в Канаде.

Переселяя духоборцев-постников в Канаду, толстовцы видели свою задачу в том, чтобы

помочь им построить в свободной стране Царство Правды и Любви. Однако ещѐ во время

переселения близко общавшиеся с духоборцами и сопровождавшие их в пути толстовцы заметили,

что очень многие из их подопечных вовсе не рвутся жить коммуной, что среди постников

оказались и такие, кто продолжал есть мясо, пить и курить. Однако Толстого это не насторожило.

Он считал, что живые люди должны иметь тени, и, как он писал одному из своих английских

последователей - Артуру Синджону, помогавшему в переселении постников и заметившему в их

среде позорящие христиан пороки, духоборцам «очень полезно иметь таких друзей, как вы и

другие наши друзья. Вы служите им совестью, напоминающей им о их принципах, и с вашей

помощью они живее чувствуют свои ошибки»

6

.

Д.А. Хилков, приложивший столько усилий к раздуванию духоборческого движения на

Кавказе и, конечно же, лучше других представлявший истинную его суть, разочаровавшись в

духоборцах и окончательно поняв, что «ничего путного во всех отношениях из их поселения не

выйдет»

7

, в 1899 г. уехал из Канады, где он помогал им найти земли и устроиться. Его связи с

духоборцами фактически прекратились, хотя он продолжал интересоваться их жизнью. Но в том

же 1899 г. из ссылки в Прибалтийском крае в Канаду приехал друг Хилкова, хорошо известный

многим духоборцам ещѐ по Кавказу, А.М. Бодянский. Он считал себя последователем Л.Н.

Толстого, долгое время переписывался с ним, участвовал в нескольких толстовских колониях и

потратил на это всѐ своѐ большое состояние, побывал в нескольких административных ссылках за

пропаганду толстовства, был человеком, фанатично преданным идее и ради еѐ воплощения не

жалевшим ни себя, ни своих близких, ни друзей. Бодянский ехал в Канаду с целью взять на себя

роль идейного наставника духоборцев, как никогда, по его мнению, нуждавшихся «в пище

3

Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. М. 1928-58. Т. 47. С. 38.

4

ГМИР. Ф. 13. Оп. 2 Д. 272.

5

Толстой Л.Н. Указ. соч. 1954. Т. 69. С. 71; 1957. Т. 88. С. 83, 85.

6

Толстой Л.Н. Указ. соч. 1853. Т. 72. С. 67.

7

ГМТ. БЛ. П. 117/23. Л. 2об. Хилков Д.А. Письмо Л.Н. Толстому от 29 декабря 1898 г.