Previous Page  8 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 23 Next Page
Page Background

8

и письмами Толстого

19

, которыми в опубликованном и рукописном виде его в изобилии

снабжали толстовцы. Но Веригин, принимая эти мысли за основу, старался развить их далее,

довести до логического завершения, тем самым доводя до полного абсурда. Трудно сказать,

насколько искренне, но он был уверен в оригинальности своего учения. В этом же письме Веригин

заранее пытается снять с себя все подозрения в заимствовании идей у Толстого, как бы между

прочим замечая: «В чѐм заключается его [Л.Н. Толстого – примеч. С.И] философия?

Произведений его я не читал. Только понаслышке знаю, что он отрицает законность современной

“цивилизации”, то есть прогрессы еѐ». Он писал, что грамотность, к которой духоборцы всегда

относились отрицательно, «уничтожает влечение встречи с человеком», а школа развращает нрав

детей; кроме того, «все вещи, с помощью которых осуществляется грамотность, добываются

тяжѐлыми трудами, а потому участвовать в порабощении людей, в каком бы то ни было

отношении, надо избегать». Веригин заявлял, что он не считает труд основой жизни человека, а

если умерить потребности, то можно спокойно обходиться и без труда. Ссылаясь на слова Христа:

«Не хлебом единым жив человек», Веригин писал, что тем самым человечество освобождено «от

рабства физического, неестественного труда». Человек должен стать на положение гостя на земле

и вернуться назад к природе. Воздерживаясь в питании, человек, по мнению Веригина, смог бы

прожить с тем, что есть, 100 лет, а за это время земля пришла бы в первобытное состояние, и

«человечество, вместе с духовным ростом, который утратили Адам и Ева, получило бы и

естественный земной рай» и питалось бы «законно» - фруктами. «К наготе телесной постепенно

люди привыкли бы, - рассуждал далее Веригин. - Переносив всю одежду и съев весь хлеб,

человечество пришло бы к первобытному состоянию». Истинные христиане «должны оставлять

физический труд и идти благовествовать Евангелие, то есть Христа… Если которые желают

работать, то пусть, мы же должны работать всецело в пользу Христа. Хлеб умеренности и так

должен быть от Отца небесного каждому человеку, работай он или нет: “птицы небесные не сеют

и не жнут, но сыты”».

В письме к Е.И. Попову Веригин рассуждал о браке в духе послесловия к «Крейцеровой

сонате» Толстого. Он объявлял половые отношения грехом и ратовал за целомудренное

воспитание детей. Впрочем, о том, что эти мысли уже были высказаны Толстым, Веригин в этом

письме не скрывал: «О половом сношении или браке достаточно подробно и верно изложено в

одном листке в присланных мне письмах. Мысль эта, вероятно, Л.Н… Повторяю, самым полезным

могло быть законное чистое воспитание детей, как и Л.Н. указывает, тогда бы разница могла быть

большая в жизни людей, чем сейчас». Говоря о милосердии, Веригин высказал мысль о том, что

оно предполагает не только отказ от убийства животных, но и от использования лошадей.

Высказываясь в письме против цивилизации, он упрекал Е. Попова в боязни полного опрощения.

Веригин же, наоборот, считал возвращение к истокам своей целью, даже если человечество

вернѐтся в мир обезьян. «У меня наболела душа, дорогой Евгений Иванович, смотря на плоды

цивилизации», - писал он. Полное удовлетворение в жизни, по словам Веригина, он получал тогда,

когда видел бесцельно блуждающих людей, особенно по лесу. Человек не умер бы в лесу, питаясь

травой и кореньями, а в тѐплом климате можно обойтись и без одежды, а «если бы и пришлось

даже и помереть от холода и голода, то соглашаюсь, лишь бы помереть честным, чем варваром,

который живѐт сто лет, но на средства окружающей среды».

Письма, видимо, обсуждались среди наиболее близких Бодянскому духоборцев и были

восприняты ими как новое Евангелие от Христа - Петюшки. Эти люди совершенно искренне

хотели жить настоящей христианской жизнью, следовать каждой букве нового учения своего

вождя. Продолжая начатую ещѐ на Кавказе работу по усовершенствованию духоборческого

учения, Бодянский привлѐк эту группу духоборцев к составлению нового катехизиса, который

должен был отразить духовное движение вперѐд. Катехизис был написан в 1900 г. Бодянским, но

при участии и одобрении старичков

20

. В нѐм использованы письма Веригина, вернее, катехизис

составлен так, чтобы изложенные идеи соответствовали тому, о чѐм писал Веригин и с чем

19

Например, статьи Л.Н. Толстого «Неделание», «Прогресс и определение образования»,

«Христианское учение» и др.

20

РГАЛИ. Ф. 552. Оп. 1. Д. 447. Л. 23. Бодянский А.М. Письмо В.Г. Черткову от 12 июля [1915 г.]