Previous Page  7 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 23 Next Page
Page Background

7

правительственному чиновнику в Йоркторне. В заявлении они сообщали, что не могут

выполнять государственные законы, которые нарушают закон Бога:

1) они не могут закрепить за собой землю, так как она принадлежит Богу, а «…закрепление

земли как собственности за отдельными лицами и обществами составляет то глубокое нарушение

закона Божьего, которое более всего мешает установлению Царства Божьего на земле…»;

2) они не могут записывать браки в полицейскую книгу, не могут пойти на то, чтобы

брачные союзы перешли «из ведения Божьего в ведение полиции…»;

3) они не видят надобности заносить рождѐнных и умерших в полицейские книги, так как

Отцу небесному это и так ведомо

15

.

П.И. Бирюков, пытаясь определить роль Бодянского в появлении заявления, писал, что друг

духоборцев, «сочувствуя тем высоким христианским идеалам, явился, так сказать, литературным

выразителем духоборческого протеста по отношению к канадскому правительству». Они же

приняли этот протест больше по доверию, чем по согласию с содержанием. На вопрос Бирюкова к

одному из подписавшихся, как же так получилось, что духоборцы подписали письмо, тот ответил:

«…вы знаете, что мы не имеем настолько ума, чтобы понять каждое слово. А какие слова были и

неподходящие для нас, но Б[одянский] – старичок настойчивый и всегда толкует по-своему»

16

.

Духоборцы, однажды так неосторожно с чужого голоса на всю Канаду заявившие об отказе

от земельной собственности, вынуждены будут продолжать отстаивать навязанную им позицию, и

самыми стойкими приверженцами этой идеи станут свободники. До сих пор в провинции

Британская Колумбия существует свободническое поселение Гилпин (около Гранд Форкса),

жители которого не только не принимают землю в собственность, но и не платят за неѐ никаких

налогов на том основании, что «земля Божия».

Чтобы лишить духоборцев возможности к отступлению, Бодянский поспешил послать это

заявление не только канадскому правительству, но и своим единомышленникам-толстовцам в

разные страны с просьбой перевести на французский и немецкий языки и опубликовать в газетах,

чтобы шире оповестить мир о новом подвиге духоборцев, хотя сам он был весьма невысокого

мнения о христианских достоинствах «всебратьев». 8 июля 1900 г. Бодянский писал будущему

историку сектантства В.Д. Бонч-Бруевичу, сопровождавшему в Канаду 4-ю партию духоборцев и

занимавшемуся их обустройством: «Несмотря на всемирно прославленный подвиг христианства,

мне кажется, что истинного христианства у них очень мало, по крайней мере, гораздо меньше, чем

у православного крестьянина, не говоря о рационалистах сектантах. Ещѐ ужасно отталкивающая

черта духоборцев – это лукавство особого свойства, доступное только сектантам таинственного

учения, а затем ещѐ непомерная гордость»

17

.

Бодянский ставил перед собой цель не дать духоборцам остановиться в их движении

вперѐд, успокоиться, и ради этого он старался будоражить духоборческое общество всеми

возможными способами. Видимо, он привѐз в Канаду два письма П.В. Веригина, одно из которых

- от 4 января 1896 г. - адресовано Николаю Трофимовичу Изюмченко, отбывавшему ссылку за

отказ от воинской повинности в Сибири, а второе - от 25 ноября 1896 г – толстовцу Евгению

Ивановичу Попову.

18

Прямых доказательств того, что именно Бодянский ознакомил духоборцев с

этими письмами, нет, но они, совершенно очевидно, были использованы им и наиболее

радикальными духоборцами при составлении катехизиса нового учения, в котором изложены

основы свободнической доктрины. На содержании этих писем хотелось бы остановиться немного

подробнее.

В письме к Изюмченко Веригин философствовал на тему об истинной христианской жизни.

Некоторые мысли, изложенные в этом письме, явно были навеяны философскими произведениями

15

ГМИР. Ф.14. Оп. 2. Д. 269. Л. 1-6. Так же опубликовано в «Свободном слове». 1900. №9.

16

Бирюков П.И. Духоборцы. Сборник статей, воспоминаний, писем и других документов. М.,

1908. С. 171.

17

РО РГБ. Ф. 369. К. 241. Д. 28. Л. 7 об.

18

Письмо П.В. Веригина к Н.Т. Изюмченко опубликовано в кн. «Письма духоборческого

руководителя Петра Васильевича Веригина». Англия, 1901.

С

35-49. Письмо П.В. Веригина к Е.И.

Попову не опубликовано и хранится в ИРЛИ. Ф. 330. Оп. 1. Д. 75.