7
правительственному чиновнику в Йоркторне. В заявлении они сообщали, что не могут
выполнять государственные законы, которые нарушают закон Бога:
1) они не могут закрепить за собой землю, так как она принадлежит Богу, а «…закрепление
земли как собственности за отдельными лицами и обществами составляет то глубокое нарушение
закона Божьего, которое более всего мешает установлению Царства Божьего на земле…»;
2) они не могут записывать браки в полицейскую книгу, не могут пойти на то, чтобы
брачные союзы перешли «из ведения Божьего в ведение полиции…»;
3) они не видят надобности заносить рождѐнных и умерших в полицейские книги, так как
Отцу небесному это и так ведомо
15
.
П.И. Бирюков, пытаясь определить роль Бодянского в появлении заявления, писал, что друг
духоборцев, «сочувствуя тем высоким христианским идеалам, явился, так сказать, литературным
выразителем духоборческого протеста по отношению к канадскому правительству». Они же
приняли этот протест больше по доверию, чем по согласию с содержанием. На вопрос Бирюкова к
одному из подписавшихся, как же так получилось, что духоборцы подписали письмо, тот ответил:
«…вы знаете, что мы не имеем настолько ума, чтобы понять каждое слово. А какие слова были и
неподходящие для нас, но Б[одянский] – старичок настойчивый и всегда толкует по-своему»
16
.
Духоборцы, однажды так неосторожно с чужого голоса на всю Канаду заявившие об отказе
от земельной собственности, вынуждены будут продолжать отстаивать навязанную им позицию, и
самыми стойкими приверженцами этой идеи станут свободники. До сих пор в провинции
Британская Колумбия существует свободническое поселение Гилпин (около Гранд Форкса),
жители которого не только не принимают землю в собственность, но и не платят за неѐ никаких
налогов на том основании, что «земля Божия».
Чтобы лишить духоборцев возможности к отступлению, Бодянский поспешил послать это
заявление не только канадскому правительству, но и своим единомышленникам-толстовцам в
разные страны с просьбой перевести на французский и немецкий языки и опубликовать в газетах,
чтобы шире оповестить мир о новом подвиге духоборцев, хотя сам он был весьма невысокого
мнения о христианских достоинствах «всебратьев». 8 июля 1900 г. Бодянский писал будущему
историку сектантства В.Д. Бонч-Бруевичу, сопровождавшему в Канаду 4-ю партию духоборцев и
занимавшемуся их обустройством: «Несмотря на всемирно прославленный подвиг христианства,
мне кажется, что истинного христианства у них очень мало, по крайней мере, гораздо меньше, чем
у православного крестьянина, не говоря о рационалистах сектантах. Ещѐ ужасно отталкивающая
черта духоборцев – это лукавство особого свойства, доступное только сектантам таинственного
учения, а затем ещѐ непомерная гордость»
17
.
Бодянский ставил перед собой цель не дать духоборцам остановиться в их движении
вперѐд, успокоиться, и ради этого он старался будоражить духоборческое общество всеми
возможными способами. Видимо, он привѐз в Канаду два письма П.В. Веригина, одно из которых
- от 4 января 1896 г. - адресовано Николаю Трофимовичу Изюмченко, отбывавшему ссылку за
отказ от воинской повинности в Сибири, а второе - от 25 ноября 1896 г – толстовцу Евгению
Ивановичу Попову.
18
Прямых доказательств того, что именно Бодянский ознакомил духоборцев с
этими письмами, нет, но они, совершенно очевидно, были использованы им и наиболее
радикальными духоборцами при составлении катехизиса нового учения, в котором изложены
основы свободнической доктрины. На содержании этих писем хотелось бы остановиться немного
подробнее.
В письме к Изюмченко Веригин философствовал на тему об истинной христианской жизни.
Некоторые мысли, изложенные в этом письме, явно были навеяны философскими произведениями
15
ГМИР. Ф.14. Оп. 2. Д. 269. Л. 1-6. Так же опубликовано в «Свободном слове». 1900. №9.
16
Бирюков П.И. Духоборцы. Сборник статей, воспоминаний, писем и других документов. М.,
1908. С. 171.
17
РО РГБ. Ф. 369. К. 241. Д. 28. Л. 7 об.
18
Письмо П.В. Веригина к Н.Т. Изюмченко опубликовано в кн. «Письма духоборческого
руководителя Петра Васильевича Веригина». Англия, 1901.
С
35-49. Письмо П.В. Веригина к Е.И.
Попову не опубликовано и хранится в ИРЛИ. Ф. 330. Оп. 1. Д. 75.