10
употребления денег». Человек, в котором дух сильнее плоти, должен сохранять безбрачие, а
тот, кто женат, должен жить как брат с сестрой или может разойтись. Браки в ведении Бога.
Брачный союз предназначен Богом для деторождения. «Поэтому совокупление мужа и жены
только тогда не есть грех прелюбодеяния для мужа, когда это потребно для жены, и для жены
только тогда, когда плоть еѐ материнская требует зачатия». Никакого родства по плотскому
рождению признавать не надо, а только по духу, истине и жизни. Исполнители закона Божьего
должны жить общинами по духу, по жизни и по плоти. Община по духу – это Всемирное братство,
по плоти – это семья. Главное дело общины по жизни – это Дом братский, место для бездомных,
недужных, странников, место для собраний и общественных мастерских. Община тогда достигнет
совершенства, «когда в ней не будет иного жилья кроме братского дома – собора Божьего, не
будет никакого житейского дела, кроме совместного, не будет никакого имущества кроме
общественного, и дух Христов будет главенством общины». Государство, промышленные и
торговые компании объявлялись находящимися под главенством дьявола.
Это - основные идеи «Книги жизни…». Помимо них, там содержатся длинные и явно
непонятные для простого мужика рассуждения о плоте и духе, о происхождении от воды и духа и
т.д. В начале века «Книга жизни» была хорошо известна среди свободников. Во время экспедиции
к ним в 2000-м году нас интересовало, знают ли о еѐ существовании современные свободники и
как воспринимают изложенное в ней учение. Все опрошенные после прочтения единодушно
признали книгу соответствующей свободническому учению, тому идеалу, к которому стремились
старые свободники и от которого их потомки давно уже отошли. В Гилпине свободники не только
признали изложенное учение своим, но неожиданно выяснилось, что у них есть «Книга жизни…».
Она попала к ним лет десять назад от старой свободницы в рукописном виде без первых страниц,
была перепечатана на машинке и разошлась в нескольких экземплярах. Ещѐ недавно в Гилпине еѐ
читали на собраниях и обсуждали. Правда, свободники так и не смогли отказаться от заучивания
псалмов и стишков, приверженности обряду, против чего высказывался Бодянский в новом
катехизисе.
Определѐнное влияние на формирование радикального крыла в духоборчестве оказала и
деятельность проживавших в Англии супругов Анны и Владимира Чертковых. Первые годы они
постоянно и в больших количествах снабжали канадских духоборцев книгами, прежде всего,
созданного ими издательства «Свободное слово» и номерами одноименного журнала и «Листками
Свободного слова». Среди этих книг было много этико-религиозных работ Толстого: «Краткое
изложение Евангелия», «О половом вопросе. Мысли Л. Н. Толстого, собранные Чертковым»,
«Мысли о Боге Л. Н. Толстого, собранные из его писем и дневников за период 1885-1900 г.»
22
и
других. Чертковы вели огромную переписку с духоборцами, стараясь наставить их, поддержать их
энтузиазм, сообщить им о восхищении, которое вызывают их подвиги у единомышленников по
всему миру. Интересно, что среди их адресатов было много людей, которые составили ядро
свободничества. Уже упоминавшийся Николай Зибаров некоторое время жил у супругов
Чертковых в Англии, а потом, уже будучи в Канаде, поддерживал с ними тесные контакты. Он
сообщал Чертковым: «Мы получили также и все ваши книги и письма Л. Н. Толстого, посланные
вами на наш адрес, которые книги мы постараемся разослать во все стороны, где вы указали»
23
.
Другой духоборец - Евдоким Попов, разделявший свободническое мировоззрение, писал им: «Я
получаю от вас газеты и книжки, которые меня оживляют»
24
. Чертковы переписывались и
посылали книги А. Махортову – заметной фигуре в новом движении. «Можа какая книжка важная
для спасения жизни всякого <дела>, пришлите, будем впредь стараться к любви жизни Божьей с
вами”, - обращался к ним с просьбой Махортов
25
. Поток литературы и писем от Чертковых не
остался незамеченным местными властями. «Дорогая Аннушка, не знаю, что-то на вас
правительство сердится. Мне самому агент уже не раз и не два напоминал про вас, будто бы вы
22
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 991.
23
Там же. Д. 330. Зибаров Н. Письмо Чертковым от 12 мая 1900 г.
24
Там же. Д. 847. Л. 2. Попов Евд. Письмо А. К. Чертковой.
25
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 612. Махортов А. М. Письмо Чертковым от 14 мая 1902г.