17
заявляли о Божьей земле, которая не покупается и не продаѐтся. Члены общины платили в
контору налоги на землю, а затем управляющие рассчитывались с государством. Однако идея о
Божьей земле, однажды овладевшая умами и сердцами «коренных свободников», не могла
бесследно исчезнуть. Свободники очень мешали Веригину, развернувшему кипучую деятельность
по покупке инвентаря, скота для общины, строительству мельниц и элеваторов. Применить к ним
какие-то репрессивные меры он не решался, так как сам писал о том, во что они уверовали и что
проповедовали.
После похода 1902 г. по распоряжению властей свободники были поселены в трѐх сѐлах на
южном участке, и в трѐх сѐлах на северном участке
60
. В эти селения периодически наведывались
жандармы и наблюдали за поведением их обитателей. Власти взялись снабжать свободников
провизией, причѐм последние требовали, чтобы им привозили «законную пищу»: фрукты и овощи,
и отказывались от муки. Из принципа свободники не хотели работать, так как оставили
физический труд. Зима и весна 1903 г. прошли в тяжѐлых раздумьях о том, как им теперь жить и
как понимать вождя, который вдруг отказался от того, о чѐм сам ещѐ недавно писал в письмах и
что, по их мнению, и было истинным христианством.
Весной 1903 г. группа свободников начала ходить по селам в обнажѐнном виде и
проповедовать отказ от физической работы и возвращение к природе. Причины обнажения
свободник Е. Власов объяснял следующим образом: «Как Господь Бог сотворил Адама нагова, и
мы родились нагие, обнаготили свою плоть оказать свою любовь, хоть нагими придти к Богу с
чистыми сердцами. Нагие пошли по сѐлам, просили людей не входить в тленное имение и быть
таковыми, как мы, открыть новую жизнь»
61
. Другой свободник – А. Махортов – в письме к
Чертковым подчѐркивал, что «надо прислушиваться к жизни законной и как жил Христос и
апостолы. Они дошли до совершенства, что могли нагими ходить...» – и далее продолжал, что его
ещѐ беспокоила мысль, «что нахожу в себе тело грешное, всѐ стыжусь, да неужели Бог сотворил.
Нет, это неправильно, это от меня зависит»
62
. Свободник Ф. Рязанцев полагал, что Адам и Ева
загрязнили свои белые одежды грехом, а свободники избавились от страстей и греха и «тогда мы
сняли одежды с себя – изделия рук человеческих, и сломали печать греха, за который отвечает род
человеческий. Мы этот грех во плоти умертвили, в природу заходили всем народом, одевая белые
одежды, которых от начала бытия не видал глаз человеческий»
63
. Под влиянием нового учения с
его постоянным стремлением к природе изменился весь уклад жизни свободников. Они отказались
от хлеба, так как хотели на своѐм примере доказать, что можно жить «кормясь от Бога». «Пищу
мы сейчас потребляем: сырую: крупу, картофель, бураки, редьку, морковь, - описывал Махортов
жизнь сынов свободы в письме к Трегубову. - Ну и та пища незаконная, против совести нашей.
Мы потребляем еѐ потому, что нет фруктов. А главная пища должна быть фрукты, которые самим
Богом выращены для пищи человека. А что сырое потребляем, то этим мы проповедываем в
глазах людей, чтобы верили в природу, что можно жить человеку без хлеба»
64
. Даже ели они
теперь по-особому: по очереди откусывая брюкву или картофель, чтобы подчеркнуть равенство. А
если что-либо надо было разрезать, то делали это каменным ножом
65
. Свободники даже пробовали
питаться обыкновенной травой, как мирные травоядные животные. Естественно, что такие опыты
не встречали понимания у окружающих.
Свободники перестали хоронить мѐртвых, так как нельзя мѐртвое тело закапывать в живую
землю
66
. «Неразумно для ненужного малеющего дела разрушать, копать матушку сырую землю.
60
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 239. Л. 5. Гришин Д. Письмо Чертковым от 30 ноября 1902 г.
61
ГМИР. Ф, 14. Оп. 3. Д. 1119. Л. 3 об.-4.
62
Там же. Д. 618. Махортов А. Письмо А.К. Чертковой от 29 сентября 1903 г.
63
Там же. Ф. 2. Оп. 7. Д. 571. Рязанцев Ф.П. Книга страдания и смерти свободных людей в Канаде
за веру в Бога. 1912.
64
ГМИР. Ф. 13. Оп. 1. Д. 207. Л. 33. Махортов А. Письмо И. М. Трегубову от 15 февраля [1911 г.].
65
Там же. Ф. 14. Оп. 3. Д. 241. Гришин Д. Письмо В. Черткову от 27 января 1903 г.; Ф. 2. Оп. 7. Д.
571.
66
ГМИР. Ф. 13. Оп. 1. Д. 207. Л. 32.