Previous Page  20 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 23 Next Page
Page Background

20

сын Божий, и все люди сыны Божии, и все братья друг другу. Алѐша Макасеев и Василий

Стреляев стали на мне недовольны, стали говорить мне: “Ишь какой ты. Хочешь и с Богом

сравняться. Нет, брат, он Бог, а мы его сыны”… И говорит он, что когда Пѐтр велит гнать нас и

бить общинникам, то это только потому, что он практикуе их: чи будут бить, чи нет… это так он

нас всех разделит на две части, нас чтобы гнали оттуда велит, это он мудреней, и когда он

разделит нас на двое духоборов, тогда он и сам к нам придѐт»

73

.

Такой взгляд на вождя и на цель его действий давал свободникам возможность

перетолковывать его слова на свой лад, вкладывать в любое высказывание какой угодно смысл.

Эти представления сохраняются среди свободников до сих пор. На Кавказе никакого

перетолкования слов вождей, никакого разномыслия никогда не было.

Первым разрушительным актом, осуществлѐнным свободниками, стало уничтожение

загона созревшей пшеницы, причѐм урожай был выращен ими же без использования животных.

Современные свободники, описывают этот случай так: в конце лета 1903 г. Пѐтр Веригин приехал

на южный участок в с. Труждение, где ему показали загон созревшей пшеницы. Он остался

доволен и сказал: «Очень, очень хороший хлебушка. Теперь уже можно бы его колоском вниз».

Все поняли, что пора начинать жатву, а свободники истолковали его слова по-своему

74

. Ночью

восемь мужчин, впрягшись в деревянный каток, прикатали часть этой пшеницы, а двое женщин

стояли молились и пели: «Смело, друзья, не теряйте бодрость в неравном бою»

75

. Участник акции

А. Махортов писал об этом случае, что «опять были тронуты Господом наши сердца поступить в

духовную работу», что цель их заключалась в том, «чтобы показать, что не надо надеяться на

человеческую науку, а надо надеяться на Бога»

76

. В другом письме он ещѐ яснее изложил цели

этой акции: «И прикатали колос к земле-матушке сырой, показать пример для всего народа, чтобы

впредь не нарушать, а она нам должна подавать, матушка сырая земля, по назначению нашего

Господа для человека фрукты и овощи». Общинники их избили, и на этом дело закончилось. А на

пятый день после уничтожения пшеницы «Господь явил» им мысль сжечь сноповязалку, так как

машины разрушают пределы Отца небесного и мать сырую землю, и что все человеческие

выдумки будут поедены огнѐм

77

. Прибежавшие люди затушили огонь. Пѐтр Веригин заявил на

свободников в полицию

78

. Поджигателей арестовали и осудили на шесть месяцев тюрьмы, двое из

них назад живыми не вернулись. Свободник В.В. Попов объяснил их действия следующим

образом: «…мы сожгли английское фабричное оружие, которым людей и всякую живую тварь в

рабство обращают и смертью убивают, как и воинским оружием; мы сожгли жатвенную

сноповязальную машину, как сожгли воинское оружие в России. И ещѐ хотели пожечь все

машины и все орудия фабричные, развратительные, но сатане служащее правительство канадское

заарестовало нас»

79

. Сын одного из участвовавших в сожжении сноповязалки – Н. Новокшонов –

спустя много лет попытался объяснить поступок своего отца и других свободников: «Усматривая

в даль будущего, свободники осудили науку с разными еѐ достижениями, включая и машину. Они

предвидели, что все эти наукой достигнутые удобства не принесут человеку добра, а наоборот, -

зло, несчастье, и даже гибель. Люди в погоне за блеском потеряют веру в Бога и даже забудут

его… Свободники подожгли байдар по этой самой причине, потому что это была первая машина,

которую приобрели духоборцы»

80

. Разрушительная деятельность свободников была направлена

против цивилизации и еѐ плодов.

Интересна реакция Бодянского на эти акции, за которыми он наблюдал издалека. Хотя в

письме к Махортову он и называл поступки свободников неправильными, но не осуждал их: «И я

73

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 709. 3-5.

74

Архив автора. Запись беседы на Крестовой 7 октября 2000 г.

75

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 627. Махортов А. Письмо Чертковым от 12 июля 1905 г.

76

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 627; Бодянский А.М. Духоборцы. Сборник... С. 139.

77

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 627; Д. 1119; Ф. 2. Оп. 7. Д. 571; Бодянский А.М. Указ. соч. С. 139.

78

Сухарев В.А. Документы по истории духоборцев и краткое изложение их вероисповедания.

Канада. 1944. С. 141.

79

Бодянский А.М. Указ. соч. С.164.

80

Архив автора. Симпозиум. Краткий обзор 10 сессии.