Previous Page  14 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 23 Next Page
Page Background

14

В коллективном письме к Чертковым свободники писали, что решили отпустить на волю скот,

потому что «вся существующая жизнь есть Бог и присутствует во всѐм. А если любить (первую

заповедь) Бога, то надо любить непременно всѐ существующее как от человека и до самой малой

животной твари, и надо поклониться духу любви и истины…»

44

Такой всеобъемлющий пантеизм,

понимание Бога как природы или жизни не были характерны для духоборцев. Конечно, они

говорили, что «ни одно место без Бога не бывает», «где любовь – там и Бог», но всѐ-таки

представляли Бога Духом, существующим отдельно от видимого мира. Эти представления были

заимствованы ими из толстовского учения.

Свободники обратились к чиновнику по делам эмигрантов в Йорктоне с просьбой найти

место для их скота «в такой земле, где он не пострадал бы от мороза и мог бы кормиться без

ненужной, как нам кажется, помощи человеческой»

45

. Канадское правительство не могло взять в

толк, чего же хотят эти странные люди, которые с таким трудом приобретали этот скот, а теперь

хотят распустить его.

Переговоры с правительством шли в течение двух месяцев. Правительство заявило, что у

него нет таких земель, и настаивало, чтобы свободники отказались от своей затеи. 17 августа

пастухи оставили скот «на Божью волю». Часть его забрали фермеры, а большую часть отловили

посланные от властей люди. Этот скот был продан с аукциона, а деньги в дальнейшем

использованы на прокормление самих же свободников. В своѐм стремлении дать всему сущему

свободу и самим стать свободными людьми духоборцы были совершенно искренни. Их не

понимали, над ними смеялись не только канадцы, но и свои духоборцы. Выдержать насмешки

было труднее, чем таскать на себе тяжести и впрягаться в плуги и повозки.

Поскольку использование кожи животных приравнивалось к мясоедению, то свободники

решили покончить и с этим. Они собрали в сѐлах по домам хомуты, упряжь, кожаную обувь, шубы

и, сложив из всего этого костѐр, сожгли.

Затем свободники начали демонстративно отдавать имевшиеся у них деньги

правительственному агенту в Йорктоне, заявляя, что хотят вернуть кесарю кесарево и не быть

впредь должниками.

Толстой в целом положительно отнѐсся к появлению нового течения в духоборчестве. 20

августа 1902 г. в письме к И.М. Трегубову он писал, что думая о них, он испытывает чувство,

“подобно тому, к[оторое] я испытывал бы, глядя на человека, лезущего на ту гору, на кот[орую] и

мне надо идти, поднявшегося уже высоко и хватающегося за уступ или ветки, по кот[орым] он

сразу поднимется ещѐ гораздо выше, но с которых он легко может оборвать[ся] и спуститься

очень низко. Я боюсь этого, но сказать ему ничего не могу, п[отому] ч[то] не знаю его сил,

стремление же его меня радует. С тем, что можно на животных, как и на детей, действовать для их

блага насилием, я не согласен, хотя такая мысль у меня и проскочила где-то»

46

. В другом письме к

Дж. Мевору от 30 ноября 1902 г. Толстой писал: «Я мог бы найти в их поступке только ошибку,

если бы был убеждѐн, что они пренебрегли более важными вещами, чем использование животных.

Но так как я этого не знаю, то не могу судить о них. Если я не посоветовал бы им сделать то, что

они сделали, то всѐ же не могу не восхищаться их самоотречением по духовным мотивам»

47

.

Спустя три года, когда в Ясной Поляне зашѐл разговор об отношении духоборцев к животным,

Толстой сказал, «… то, что они отпускают животных, это так и должно быть»

48

.

Толстовцы, за редким исключением, тоже положительно отнеслись к начинаниям

свободников. П.И. Бирюков сам уже давно отказался от кожаной обуви и носил «вегетарианские

тапочки», как называл их Л.Н. Толстой. С воодушевлением воспринял это известие Евг.И. Попов.

Он был автором книги по обработке земли без скота «Хлебный огород или японско-китайское

44

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 402. Л. 3. Каныгин Г.Н. и др. свободники. Письмо А.К. и В.Г. Чертковым

от 9 августа 1902 г.

45

ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 872. Л.1.

46

Толстой Л. Н. Указ. соч. 1954. Т. 73. С. 283.

47

Там же. С. 335.

48

Маковицкий Д. П. У Толстого. Яснополянские записки. М., 1979. Кн. 1. С. 150. Запись от 26

января 1905 г.