Previous Page  21 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 23 Next Page
Page Background

21

никак не могу набросить на вас даже тени осуждения, напротив того, я всем сердцем моим

сочувствую вам и всем разумением моим одобряю вас, не взирая на все ваши ошибки, и говорю:

идите, идите к новой жизни, лучше вам идти, даже делая ошибки, даже на каждом шагу

спотыкаясь, чем застыть на месте, принять смерть духовную, из человека обратиться в низкую

тварь»

81

. Бодянский высоко ценил свободников, ставя их выше общинников, считая общинную

жизнь самой низшей формой

82

. Бодянский «высоко истинным жизненным стремлением» называл

попытки свободников вернуться к первобытному состоянию, понимая под ним простоту

физической жизни. Так же как и свободники, он считал, что культура и наука закабаляют и

развращают человека, делают его фальшивым, и все поступки своих друзей, включая сожжение

сноповязалки и прилюдное совокупление, Бодянский расценивал как протест против «культурной

фальши и обмана» и считал его «делом величайшей важности, достойным всякого подражания».

Бодянский с пониманием отнѐсся и к стремлению свободников ходить обнажѐнными, так как «по

срамоте прикрываться не для чего». Порицал он их за то, что они, показывая фальшь жизни,

«допускают насилие и искусственность поступков», поступают не по потребности, а нарочно

83

.

Свободники, в свою очередь, писали Бодянскому трогательные письма, считая его близким им по

духу человеком: «Милый старичок Алексаша, хотя мы плотью далеко один от другого

разъединены, ну духом и чувством истинного пути соединены»

84

.

С пониманием относился к свободникам и Л.Н. Толстой. Он осуждал Веригина за

увлечение материальными благами: «Веригину выстроили комфортабельный дом, имеет слуг.

Деспотическое правление. Конкин – его министр. Всѐ это распадѐтся. Голые спасут»

85

, - говорил

он Д. Маковицкому в августе 1905 г. В 1906 г., когда П. В. Веригин с группой духоборцев

приезжал в Россию и был в Ясной Поляне, Толстой «стал говорить в защиту тех, которые

“разделись”». Он назвал их «духовно живыми»

86

.

Как совмещалась толстовская идея ненасилия, которую проповедовали и свободники, и их

разрушительные и, в общем-то, насильственные действия? Разберѐм для начала позицию самого

Толстого в этом вопросе. В 1901 г. в России крестьяне-новоштундисты, а по сути толстовцы, села

Павловки Сумского уезда Харьковской губернии, где в конце XIX в. пропаганду вѐли Д.А. Хилков

и А.М. Бодянский, разгромили православную церковь. Своѐ отношение к этой акции Л.Н. Толстой

в письме к И.М. Трегубову изложил так: «На вопрос о том, хорошо или дурно поступили

павловцы, разгромив церковь, разумеется, отвечаю, что дурно, так же дурно, как дурно поступят

люди, разгромив не ими устроенную и нужную другим фабрику. Хотя есть смягчающие вину

обстоятельства, именно то, что церковь извращает нужное людям великое учение, так же как были

бы смягчающие вину обстоятельства для тех, кот[орые] разбили бы фабрику, приготовляющую

орудия убийства и казней»

87

. То есть Толстой, хотя и с оговорками, но всѐ же допускал

возможность насильственного уничтожения чужой собственности во имя высшей цели. Что же

касается своей собственности, то этот вопрос, по-видимому, обсуждению даже не подлежал. С ней

каждый волен поступать, как ему подсказывает совесть.

Упрѐки в адрес толстовцев, посыпавшиеся со страниц миссионерской печати, возлагавшей

на них ответственность за действия новоштундистов Павловок, задели за живое Трегубова и

Чертковых. В 1902 г. они обратились к сектантам с вопросами на тему о допустимости насилия

88

.

Им ответили свободники: Н. Зибаров, Г. Плотников и Г. Каныгин. На вопрос хорошо или нет

бунтовать против притеснителей и убивать правителей, они заявили в вполне христианском духе о

необходимости молиться за врагов и подставлять щѐку. На вопрос хорошо или дурно разрушать

православные церкви и иконы, они ответили очень уклончиво: «Это не хорошо церкви бить,

81

Бодянский А.М. Указ. соч. С. 145. Письмо Бодянского А. Махортову от 25 августа 1907 г.

82

Там же. С. 176. Письмо Бодянского Рылькову от 3 ноября 1907 г.

83

Там же. С. 179, 180.

84

Бодянский А.М. Указ. соч. С. 165. Письмо В.В. Попова Бодянскому от 10 октября 1907 г.

85

Маковицкий. Д. П. Указ. соч. Кн. 1. С. 390. Запись от 30 августа 1905 г.

86

Там же. Кн. 2. С. 324. Запись от 7 декабря 1906 г.

87

Толстой Л. Н. Указ. соч. Т. 74. С. 120.

88

К русским сектантам. // «Свободное слово». 1903. № 4. С. 22.