18
Да к тому же надо взойти в природу Адама и Евы», то есть у них не было когтей, и они не
могли рыть землю пальцами, значит это противоестественно и для их потомков
67
.
После походов 1902 и 1903 гг. странничество вошло в традицию и превратилось в своего
рода ритуал. Каждый год по весне свободники начинали ходить с проповедью по духоборческим
селениям, в ближайшие и дальние города. В таких походах участвовало по 15-20 человек, а в 1907
г. в форт Вильям (Онтарио) ходило 80 человек. Обычным стало хождение по улице своего селения
или вокруг него в обнажѐнном виде с пением псалмов. У свободника всегда была наготове
холщовая сумка с одной сменой одежды, чтобы можно было в любой момент выступить в поход.
Свободники отказались от семьи, поскольку брак – это тоже неволя и насилие. Махортов
писал в 1904 г. Чертковым: «А для того, для мирной жизни и вечного покоя души, я думаю, что
зло привходит от присвоения чего-либо своим, даже, правду сказать, и жену. Живѐшь с ней по
плоти, всѐ думаешь об плотском. Ей приходится где-либо с кем побеседовать по каким
необходимым делам, а мене уже ревность берѐт, всѐ думаешь. И она так живѐт, да и виноват тебе
и брат тот. И откроется зло. Попришла мысля мне в голову, что закон Бога повелевает любить и
врагов, и решился жить с нею как брат и сестра: духовно. Мне тогда только стали все любимы»
68
.
«Мы считаем всех братьями и сѐстрами, нет мужей и жѐн, - развивал эту тему Махортов в другом
письме. - Все женщины – девы, которые должны приготовить светильники и встретить жениха
Христа непорочными»
69
.
Половой вопрос, которому толстовцы в своих письмах уделяли много места и который
оказался для них непосильным, свободники решили быстро и кардинально. Они вообще
уничтожили понятие брака. Махортов в качестве примера для подражания приводил деву Марию,
которая, по его словам, когда Бог потребовал, родила Иисуса, а замужнею не стала. Мужчины и
женщины спали раздельно, и вступали в половые отношения только тогда, когда женщина хотела
иметь ребѐнка. И в этом случае «сестра должна открыто делать дитя и уже свободно, с кем она
хочет». Махортов и другие считали, что зачатие ребѐнка - акт естественный, и должен
совершаться прилюдно. Правда, за 12 лет в среде свободников родилось всего двое таких
младенцев. Зато теперь дети не связывали женщин по рукам и ногам, и они были свободны.
Интересно, что женщины с энтузиазмом поддержали все эти идеи, касавшиеся семьи и брака
70
. В
«Книге жизни христианской» говорилось, что мужчина и женщина должны как можно меньше
отличаться внешне, и свободники пытались носить длинные до земли широкие ситцевые рубахи,
одинаковые для обоих полов.
Свободники свели до минимума материальные потребности, работали только тогда, когда
надо было заработать денег и купить какой-то совершенно необходимый материальный предмет;
впрок они не работали, жили одним днѐм, как, впрочем, и призывает верующих Евангелие, и о чѐм
духоборцам писал в известном письме Толстой.
Пѐтр Господний, как стали духоборцы называть своего вождя в Канаде, ничего не мог
поделать со свободниками. Однажды около одного из сѐл, встретив Веригина, ехавшего в
шарабане, свободники попытались распрячь лошадь и выкинуть седока
71
. Их поступок не на
шутку возмутил вождя, и он пообещал им «по 25 горячих». Веригин запретил общинникам
пускать свободников в сѐла на ночлег, подавать им хлеб. Убедившись, что остальные духоборцы
не принимают их проповедь, 28 свободников пошли в Йорктон. За три мили до города они
разделись и вошли в него обнажѐнными. Их арестовали и приговорили к трѐм месяцам тюремного
заключения. Веригину разрешили забрать братьев при условии, что они будут жить смирно. Он
пытался убедить их дать ему слово, но вынужден был уехать ни с чем.
Эти три месяца, проведѐнные в тюрьме в Риджайне, были для свободников сущим адом.
Они отказывались выходить на работу, выполнять требования тюремной администрации, чтобы не
быть причастными к насилию, которое олицетворяет тюрьма, даже отказывались от обслуживания
67
Там же.
68
Там же. Ф.14 Оп. 3. Д. 619. Махортов А. Письмо А.К. и В.Г. Чертковым от 12 марта 1904 г.
69
Там же. Ф. 13.Оп. 1. Д. 207. Л. 31.
70
ГМИР. Ф. 2. Оп. 7. Д. 575. Н. Колесникова. Рукопись. Б.г.
71
Там же. Ф.14. Оп. 3. Д. 1119.