Previous Page  15 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 23 Next Page
Page Background

15

ручное земледелие. Руководство к выращиванию хлебных растений без помощи скота». В

письме к уже приехавшему из России в Канаду П.В. Веригину он писал, что его обрадовало

известие, «что братья решили отказаться от насилования и пользования домашним скотом, потому

что это прямое последствие отказа от убийства и поедания животных… Надо употреблять все

силы ума, делать всевозможные опыты земледелия без скота и без скотского удобрения,

изобретать обувь и одежду без кожи и шерсти и тому подобное, и если все эти опыты окажутся

неудачны и бесполезны, тогда только мы имеем право сложить руки»

49

.

Свободники торопились решить вопрос со скотом, так как готовились уйти из Канады в

тѐплые страны, где они бы питались «пищей от Бога» и жили как Адам и Ева. Переселенческий

ажиотаж охватил не только сынов свободы, но и часть духоборцев, не вполне разделявших

радикализм собратьев. Многие были уверены, что как только явится Веригин, - начнѐтся

переселение.

П.В. Веригин задержался в России из-за проволочек с оформлением его заграничного

паспорта, потом по пути в Канаду заехал к Чертковым в Англию. Не дождавшись своего вождя,

осенью 1902 г. сыны свободы пошли «встречать жениха» и благовествовать новое учение. Поход

начался из села Труждение, где жили его инициаторы. Шесть семейств - со стариками и детьми –

тронулись в путь, не взяв с собой ни одежды, ни хлеба. Они шли от села к селу, и ряды их

постоянно пополнялись новыми участниками: по три – четыре семьи из каждого села. Разные

источники называют число участников похода от 1,5 тыс. до 2 тыс. человек. Участников похода

могло быть значительно больше, если бы против него не высказалась мать П.В. Веригина. Один из

проживавших в Каменке толстовцев по просьбе В.Г. Черткова вѐл дневник, в котором описывал

всѐ, что происходило в тот период в среде духоборцев. В беседах он пытался выяснить причины

похода, как их понимали сами свободники: «“Куда вы идѐте?” – “Идѐм в мир восстановить завет

Христа, будем идти как придѐтся, но назад не будем возвращаться. Денег нам нельзя держать и

железа, даже иголок”. – “Почему не хотите иголок держать?” – я спросил девушку 16 лет. – “Вот

наши хотят освободить из рудников, чтобы не мучились. Питаться нужно только фруктами,

овощами, зерно для птиц; одеваться думаем листьями, а то вовсе ходить голыми, потому что на

платья надо железо, копать руду. Умерших не хоронить, потому что рыть могилу – надо лопату –

железо. Так если кто помрѐт, оставим на дороге и пойдѐм дальше”… А один старик говорит: “Мы

вышли потому, чтобы разделиться от курцов, от водочников, у нас постоянно зло, ничего не

можем сделать”. Некоторые не берут с собой иголок, ни спичек, ни ножей, даже ни сумок. Дома,

хлеб, огороды, овощи, - всѐ побросали, говорят, что будет казна описывать и продавать и деньги

пойдут на прокормление их же… На севере тоже вывезли платья, шубы и прочее. Старшой послал

повозку, и забрали в казну. В некоторых сѐлах пожгли, также свозили фургоны. Надо, говорят,

войти в первобытное состояние. У человека была кожа как рога толстая, и он был без одѐжи, и

осталось только на ногах»

50

. Один из странников так объяснял своѐ паломничество: «Я сам не

знаю, куда иду, но чувствую, что надо идти. Вот это чувство, это есть голос, дух Христа, который

посылает идти; это хозяин, а я посланник, творю его волю, волю Отца. Человек есть странник на

земле, христианин не должен жить на одном месте. Мало бы, что я бы вот устроился на одном

месте и жил бы себе спокойно, нет, совесть не позволяет, потому что нельзя спокойно жить, если

люди гибнут»

51

.

При всѐм разнообразии мотиваций, все они укладывались в рамки нового мировоззрения и

дополняли друг друга. Но за ними стояли более глубокие и очень важные для секты цели: через

страдания возродить угасший религиозный энтузиазм, объединить духоборцев, создать

непреодолимый барьер между духоборцами и канадским обществом, воспрепятствовать

ассимиляции общности. Подавляющее большинство свободников в тот момент не осознавало

глубинные цели этого похода. Зато это прекрасно понимали его руководители.

Огромная толпа плохо одетых, голодных людей с пением псалмов двигалась по дорогам

Канады, наводя ужас на обывателя. Было уже холодно, и доброжелатели пытались уговорить

49

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2056. Л.1-4 об. Попов Е. И. Письмо В. П. Веригину от 15 декабря 1902 г.

50

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 237. Л. 3, 4. Гришин Д. Письмо-дневник.

51

Там же. Д. 238. Л. 5. Гришин. Письмо-дневник.