15
ручное земледелие. Руководство к выращиванию хлебных растений без помощи скота». В
письме к уже приехавшему из России в Канаду П.В. Веригину он писал, что его обрадовало
известие, «что братья решили отказаться от насилования и пользования домашним скотом, потому
что это прямое последствие отказа от убийства и поедания животных… Надо употреблять все
силы ума, делать всевозможные опыты земледелия без скота и без скотского удобрения,
изобретать обувь и одежду без кожи и шерсти и тому подобное, и если все эти опыты окажутся
неудачны и бесполезны, тогда только мы имеем право сложить руки»
49
.
Свободники торопились решить вопрос со скотом, так как готовились уйти из Канады в
тѐплые страны, где они бы питались «пищей от Бога» и жили как Адам и Ева. Переселенческий
ажиотаж охватил не только сынов свободы, но и часть духоборцев, не вполне разделявших
радикализм собратьев. Многие были уверены, что как только явится Веригин, - начнѐтся
переселение.
П.В. Веригин задержался в России из-за проволочек с оформлением его заграничного
паспорта, потом по пути в Канаду заехал к Чертковым в Англию. Не дождавшись своего вождя,
осенью 1902 г. сыны свободы пошли «встречать жениха» и благовествовать новое учение. Поход
начался из села Труждение, где жили его инициаторы. Шесть семейств - со стариками и детьми –
тронулись в путь, не взяв с собой ни одежды, ни хлеба. Они шли от села к селу, и ряды их
постоянно пополнялись новыми участниками: по три – четыре семьи из каждого села. Разные
источники называют число участников похода от 1,5 тыс. до 2 тыс. человек. Участников похода
могло быть значительно больше, если бы против него не высказалась мать П.В. Веригина. Один из
проживавших в Каменке толстовцев по просьбе В.Г. Черткова вѐл дневник, в котором описывал
всѐ, что происходило в тот период в среде духоборцев. В беседах он пытался выяснить причины
похода, как их понимали сами свободники: «“Куда вы идѐте?” – “Идѐм в мир восстановить завет
Христа, будем идти как придѐтся, но назад не будем возвращаться. Денег нам нельзя держать и
железа, даже иголок”. – “Почему не хотите иголок держать?” – я спросил девушку 16 лет. – “Вот
наши хотят освободить из рудников, чтобы не мучились. Питаться нужно только фруктами,
овощами, зерно для птиц; одеваться думаем листьями, а то вовсе ходить голыми, потому что на
платья надо железо, копать руду. Умерших не хоронить, потому что рыть могилу – надо лопату –
железо. Так если кто помрѐт, оставим на дороге и пойдѐм дальше”… А один старик говорит: “Мы
вышли потому, чтобы разделиться от курцов, от водочников, у нас постоянно зло, ничего не
можем сделать”. Некоторые не берут с собой иголок, ни спичек, ни ножей, даже ни сумок. Дома,
хлеб, огороды, овощи, - всѐ побросали, говорят, что будет казна описывать и продавать и деньги
пойдут на прокормление их же… На севере тоже вывезли платья, шубы и прочее. Старшой послал
повозку, и забрали в казну. В некоторых сѐлах пожгли, также свозили фургоны. Надо, говорят,
войти в первобытное состояние. У человека была кожа как рога толстая, и он был без одѐжи, и
осталось только на ногах»
50
. Один из странников так объяснял своѐ паломничество: «Я сам не
знаю, куда иду, но чувствую, что надо идти. Вот это чувство, это есть голос, дух Христа, который
посылает идти; это хозяин, а я посланник, творю его волю, волю Отца. Человек есть странник на
земле, христианин не должен жить на одном месте. Мало бы, что я бы вот устроился на одном
месте и жил бы себе спокойно, нет, совесть не позволяет, потому что нельзя спокойно жить, если
люди гибнут»
51
.
При всѐм разнообразии мотиваций, все они укладывались в рамки нового мировоззрения и
дополняли друг друга. Но за ними стояли более глубокие и очень важные для секты цели: через
страдания возродить угасший религиозный энтузиазм, объединить духоборцев, создать
непреодолимый барьер между духоборцами и канадским обществом, воспрепятствовать
ассимиляции общности. Подавляющее большинство свободников в тот момент не осознавало
глубинные цели этого похода. Зато это прекрасно понимали его руководители.
Огромная толпа плохо одетых, голодных людей с пением псалмов двигалась по дорогам
Канады, наводя ужас на обывателя. Было уже холодно, и доброжелатели пытались уговорить
49
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2056. Л.1-4 об. Попов Е. И. Письмо В. П. Веригину от 15 декабря 1902 г.
50
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 237. Л. 3, 4. Гришин Д. Письмо-дневник.
51
Там же. Д. 238. Л. 5. Гришин. Письмо-дневник.