16
свободников вернуться в сѐла, пугали надвигающейся зимой, но они отвечали: «Тому зима, у
кого веры нема»
52
. Во время похода свободники питались сырыми овощами, яблоками, хлебом,
которые им подавали сердобольные духоборцы и канадцы, но были и такие случаи, когда
фермеры выходили навстречу странникам с ружьями. В безлюдных местах свободники собирали и
ели шиповник, калину. Ночевали, где придѐтся: в сѐлах у людей, в брошенных сараях, в стогах
сена. Удивительно было то, что никто не умер от голода и холода.
Полиция попыталась вернуть духоборцев по местам, но это не удалось. Тогда женщин и
детей задержали в Йорктоне, заперли в казармах, а мужчинам разрешили идти дальше. Духоборцы
сильно ослабели и устали от скитаний и голода, начались ноябрьские холода, и многие были
вынуждены вернуться. До г. Минедоса дошло только 400 человек. Их отвезли в Йорктон и вместе
с находившимися там семьями отправили поездом на места жительства.
О себе свободники писали: «Мы безумны Христа ради…» Они хотели стать наравне с
нищими и ничего не иметь, кроме духа Божия и любви
53
; своѐ бродяжничество объясняли тем, что
не должны заботиться о тленном, и «птицы не сеют, не жнут, а Господь их питает»
54
.
Пилигримство свободников вполне согласовывалось не только с «Книгой жизни…», письмом П.В.
Веригина к Изюмченко, но и с толстовством в его оригинальном варианте. Сам Л.Н. Толстой
считал, что бродяжничество необходимо для христианина. «То, что вы пишите о необходимости
бездомности, бродяжничества для христианина, было для меня в самое первое время моего
обращения самой радостной мыслью, объясняющей всѐ, и такою, без которой истинное
христианство неполно и непонятно», - писал он в 1903 г. Е. И. Попову
55
. Странничество органично
вытекали из толстовского учения, да и из Евангелия. В России существовал, правда,
немногочисленный тип толстовца-бродяги
56
.
В декабре 1902 г. Пѐтр Веригин приехал в Канаду. Первым делом он объехал все сѐла,
пытаясь успокоить людей, встретился с руководителями свободников. Дав высокую оценку
походу, П.В. Веригин посоветовал всем его участникам вновь завести животных и пользоваться
деньгами. Он заявил, что Канада именно та страна, в которой духоборцы могут процветать, и что
гарантией благоденствия является общинная жизнь; другое важное условие успеха – это скот,
прежде всего рабочий. На возражения свободников, что сыны Божии не должны насиловать
животных, Веригин ответил, что лошади будут их соработниками и членами общины: люди и
лошади будут вместе добывать пропитание
57
. «Безлошадники», приходившие для встречи с
вождѐм за много миль пешком, были обескуражены таким заявлением. Подавляющее же
большинство духоборцев последовало советам вождя. Однако небольшая группа «посумлевалась
обратиться в тленное имение»
58
, увидев в этом нарушение Божьего закона.
Так же быстро П.В. Веригин сумел уладить вопрос с землѐй. Он убедил духоборцев
выполнить требование властей, и заполненные и подписанные бланки на 2,5 тыс. гомстедов были
переданы чиновникам. Позже, когда в 1907 г. правительство стало требовать от духоборцев
принятия подданства, в противном случае угрожая оставить им только по 15 акров на душу,
Веригин купил для Христианской общины всемирного братства земли в диких горах Британской
Колумбии, подальше от цивилизации, и большая часть общинников переселилась на новое
место
59
. Покупая земли, духоборцы-общинники и не вспоминали, что ещѐ совсем недавно
52
Там же. Ф. 14. Оп. 3. Д. 837. Л. 2. Евд. Попов. Письмо А.К. Чертковой от 1 ноября 1902 г.
53
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 1645. Л. 1. Н. Зибаров, Г. Каныгин. Письмо И. М. Трегубову от 18
октября 1902 г.
54
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 1645. Л. 3. Н. Зибаров, Г. Каныгин. Письмо И. М. Трегубову от 18
октября 1902 г.
55
Л. Н. Толстой. Полн. Собр. Соч. М., 1954. Т. 74. С. 183.
56
Баранов Е. Толстовцы. М., 1912. С. 29.
57
Отрывок из брошюры Г.П.А. «Приезд П. В. Веригина к канадским духоборцам» // Свободное
слово. 1903. № 5. С.17-18.
58
ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 1119. Л. 3 об. Власов Е. Письмо В.Г. Черткову от 14 января 1906 г.
59
Небольшая часть членов ХОВБ осталась на общинных землях в Саскачеване и Альберте. Те, кто
вышел из общины и принял подданство, получили название «независимых».