Previous Page  13 / 23 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 23 Next Page
Page Background

13

насчитывалось всего 18 семей), начали записывать на себя участки земли и выходить на фермы.

Стало совершенно очевидно, что часть духоборцев была готова пойти на соглашение с

правительством и подчиниться канадским законам. Духоборческое общество с нетерпением

ожидало приезда своего вождя в Канаду

38

.

К весне 1902 г. все духоборцы уже изучили письма Веригина, многие восприняли их как

заповеди, и считали необходимым к его приезду совершить что-нибудь очень важное для

духовного роста всего духоборческого общества, продолжить то движение к христианским

идеалам, которое они начали на Кавказе и за которые их вождь 15 лет пробыл в ссылке. Кроме

того, выход из общины даже этих 18 семей мог превратиться в цепную реакцию и закончиться

полным развалом секты. Сплотить еѐ мог только взрыв религиозного энтузиазма, новые гонения и

страдания.

Конфликт с правительством, деятельность Бодянского, Чертковых и других толстовцев,

публикацией писем П.В. Веригина, ставшая очевидной опасность ассимиляции духоборцев в

Канаде и напряжѐнное ожидание пришествия «Христа» – всѐ это подготовило события,

развернувшиеся в 1902 г.

В начале весны 1902 г. первые проповедники начали ходить по сѐлам с проповедью

свободнического учения. «Одна женщина не наряжается, красивых одежд не надевает, в простой

серой одежде ходит и ходит по селениям, и бьѐт зеркала, и говорит, что должны уничтожить все

соблазны, потому что соблазны погубили людей, соблазны народ заставляют много работать, -

сообщал Бодянскому его друг духоборец Евд. Попов. - Должна быть свобода не только лошадям

или коровам, но даже и землю должны освободить. Должны народы дать полную свободу всей

твари и земле, чтобы земля обратилась в первобытный рай, в котором Адам и Ева были.

Некоторые пускают лошадей и коров на свободу и начинают трудиться своими трудами. Пашут на

себе женщины и мужчины, девочки и мальчики. Некоторые их начинают хулить и гонять, и бьют.

Даже некоторые бросают есть молоко и масло, и яйца»

39

. Пища духоборцев в Канаде и до этого

была довольно скудной, а теперь свободники и вовсе обрекли себя на голодное существование.

Другой духоборец - В. Потапов в начале мая сообщал о том же А. Синджону: «Как видите, что все

эти люди стремятся к совершенству, но как они его достигнут, я не знаю», - заключал он

40

. Оба

корреспондента отмечали, что некоторые духоборцы принимают очень длительные посты, чего

раньше в секте не бывало. Мысли об освобождении скота бродили в умах давно. Ещѐ весной 1901

г. Евд. Попов писал В.Д. Бонч-Бруевичу: «Возлюбленный братец, как Вы думаете о животных,

которых день и ночь мы мучаем и не видим себя. Бог сотворил правду не для одних людей, но и

для живого существа. Милый братец, и где такие будут мастера, которые могли бы сделать такой

плуг, который могли бы возить два человека и пахать?! И повозку, чтобы два человека возить

[могли] несколько пудов. Чтобы была правда на земле”

41

. Другой духоборец – А. С. Попов, делясь

своими мыслями с Бонч-Бруевичем, писал: «Неужели Господь сотворил животных для того, чтобы

человечество угнетало и насиловало, для того, чтобы сохранять свою земную жизнь? Если я

желаю освободиться от рабства, то и должен не иметь и у себя рабов, потому что если себе чего не

желаешь, то и другим не делай»

42

.

Летом 1902 г. группа духоборцев начала ходить по сѐлам и упрекать своих братьев в том,

что они увлеклись материальным в ущерб духовному, агитировать их прекратить насиловать скот

и отпустить его на Божью волю. В это время и возникло название нового течения: «сыны

свободы» или «свободники». Проповедники ссылались на Евангелие (Посл. римл. Гл. 8. 19-21), в

котором говорилось, что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего еѐ, в

надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих»)

43

.

38

П.В. Веригин заранее известил канадских духоборцев об окончании срока ссылки. ГМИР. Ф. 2.

Оп. 7. Д. 295. П.В. Веригин. Письмо братьям и сѐстрам от 26 августа 1901 г.

39

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2061. Л. 1-2. Попов Евд. Письмо А.М. Бодянскому от 30 апреля 1902 г.

40

Там же. Д. 2099. Л. 2.

41

ГМИР. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2059. Л. 1. Попов Евд. Письмо В. Д. Бонч-Бруевичу от 4 марта 1901 г.

42

Там же. Ф. 2. Оп. 7. Д. 681. Л. 2 об. Попов А. С. Письмо В. Д. Бонч-Бруевичу от 1 октября 1901г.

43

Там же. Ф. 14. Оп. 3. Д. 1119. Л. 1 об. Власов Е. Письмо В.Г. Черткову от 14 января 1906 г.